Беседы о фотомастерстве


кадр вошло почти все здание", "В кадре слишком много пустоты, он не заполнен", "К основному кадру я снял несколько дублей" и
т. п. - можем услышать мы в разговорной речи.
Кадр - up cadre (франц.) - в буквальном переводе означает "рама", в переносном - "границы", "окружение". Но в разговорной ре-
чи вы можете встретить рассуждения о "рамке кадра". В этом случае под кадром подразумевается плоскость снимка, все видимое
пространство. И тогда, конечно, можно говорить о его границах, то есть о рамке кадра.
Вы можете также встретиться с понятиями "поле кадра" и "кадровое пространство". Они означают то же, что и "кадр" - часть
пространства, вырезанную рамкой видоискателя или матового стекла, часть пространства, которая будет воспроизведена на фото-
снимке.
Широко распространен еще один термин - "кадрировать". "Этот снимок следует кадрировать справа", - говорим мы, когда хотим
уточнить обрез фотоизображения. Кадрировать - значит устанавливать определенные границы кадра, а также уточнять эти грани-
цы, срезать краевые участки изображения, исключать из сферы внимания зрителя случайное на снимке, несущественное.
Понятие "картинная плоскость". В живописи, в учении о перспективе, существует понятие "картинная плоскость". Вот как
îÓÚÓ 40
оно определяется у художников.
Поставим перед собой вертикально и на некотором расстоянии стеклянный прямоугольник или квадрат и начнем рассматривать
через него какой-нибудь предмет. Лучи, идущие от предмета, прежде чем попасть в наш глаз, должны будут по пути в определен-
ных точках пересечь плоскость стекла, находящегося между глазом зрителя и видимым предметом. Не меняя своего положения,
обведем на стекле тушью или чернилами контуры видимого предмета - получится его точное перспективное изображение. Плос-
кость, на которой обозначено это изображение, называется плоскостью картины или картинной плоскостью.
Разве все это не напоминает получения изображения на матовом стекле фотоаппарата? Ход лучей, правда, иной - рисунок отбра-
сывается на картинную плоскость оптической системой. Но в принципе это та же картина, точное перспективное изображение
предмета.
Представляется совершенно правильным использование этих терминов в фотографии, Картинная плоскость, плоскость картины,
фотокартина... Это обязывает. Представление о снимке как о фотографической картине, думается, удержит фотолюбителя от съем-
ки любого попавшего в кадр материала, освободит его альбом от элементарных фотоизображений, являющихся копиями действи-
тельности.
О матовом стекле фотоаппарата или о листе фотобумаги, подготовленном к печати, следует думать и говорить так же, как худож-
ник думает и говорит о холсте, натянутом на подрамник и подготовленном для работы. Но на этом аналогии кончаются. Как уже
говорилось, современное фотоискусство ни в чем не повторяет живописи и ничто у нее впрямую не заимствует. Оно самостоятель-
но и неповторимо, специфично по содержанию, методике создания фотопроизведений, изобразительным и техническим средствам.

Сайт создан в системе uCoz