Беседы о фотомастерстве

В современной фотографии размытые изображения встречаются значительно реже. Такие изображе-
ния, например, совершенно не применимы в фоторепортаже, поскольку конкретность, прямая и непосредственная связь ре-
портажных снимков с жизнью ограничивают использование некоррегированных объективов.
И все же мягкорисующая оптика применяется в практике фотографии и сегодня. Например, она дает возможность особой
художественной трактовки образа в портрете. Встречаются мягкие, размытые изображения и в пейзажных снимках. Но та-
кой рисунок непременно связывается с характером зрительных впечатлений, с настроением, которое вызывает у зрителя то
или иное состояние природы, те или иные явления реальной действительности.
Немотивированное применение мягкорисующей оптики обычно сводит работу фотографа к чисто формальным поискам и
не приносит художественного успеха. Устанавливая на объективе фотоаппарата светофильтр, фотограф добивается опреде-
ленной перегруппировки тонов в кадре и, следовательно, дорабатывает, уточняет колорит изображения.
Немалая забота фотографа при съемке пейзажа - снижение яркости неба, которое часто приобретает на снимке не свойст-
îÓÚÓ 81
îÓÚÓ 82
îÓÚÓ 83 îÓÚÓ 84
венную ему в действительности белизну и выбивается из общей тональности кадра. Выше уже говорилось о том, что жел-
тые, а особенно оранжевые и красные светофильтры повышают контрасты светотени, так как делают более темными все те-
невые участки изображения. Желтые и красные цвета объекта при съемке с этими светофильтрами светлеют и т. д.
Оказывают влияние на тональность черно-белого изображения и другие оптические насадки на объектив, используемые
при съемке или при проекционной печати. Сетки, диффузионные диски и пр. размывают на снимке контуры фигур, предме-
тов, смягчают контрасты, высветляют тени. Фотоизображение при этом порой приобретает характер пастельного рисунка.
Фотоматериалы, экспозиция, проявление, печать. Каждый фотограф хорошо знает, что контрастные фотоматериалы по-
могают получить особо четкий, иногда даже строго графический рисунок изображения, что мягкие фотоматериалы хорошо
передают нежные пастельные тона, свойственные объекту съемки, а также характеру освещения. Характеристики негатив-
ного материала и связанный с ними экспозиционный расчет позволяют получить в условиях контрастного освещения сни-
мок как в светлой тональности (расчет экспозиции по теням, некоторая передержка), так и в темном тоне (расчет экспози-
ции по светам).
Определенные тональные эффекты может дать также процесс проявления. Своеобразный тональный рисунок фото 78 а
возник в процессе обработки. Снимок сделан при обычном дневном солнечном освещении, выбрано контровое направление
солнечных лучей. Негатив был совершенно нормальный, с проработкой фактуры воды, с полутонами.
Поставив себе цель добиться очень контрастного рисунка изображения, уничтожить все полутона, фотограф контратипи-
рует негатив на контрастной пленке ЗТ.

Сайт создан в системе uCoz