Беседы о фотомастерстве

Вы столкнулись с задачей, хорошо известной художникам-живописцам. Художники специаль-
но занимаются живописью на пленэре (plein air (франц.) - "вольный воздух"), стремясь передать все богатство красок приро-
ды, воздушную среду, естественное солнечное освещение и особый характер цветовых оттенков, обусловленный состоянием
и изменчивостью воздушной среды.
Но прежде чем заняться фотосъемкой, воспроизведением воздуха, воздушной перспективы, посмотрим, как она проявляет-
ся в пейзаже и какое влияние оказывает на его характер.
Воздушная перспектива. Мы уже знаем, что закономерное изменение масштабов предметов, связанное с их удалением от
глаза наблюдателя, носит название линейной перспективы. По аналогии закономерное изменение цветов и тонов предметов,
также обусловленное расстояниями между предметами и наблюдателем, а точнее, толщиной воздушного слоя, получило на-
звание тональной или воздушной перспективы.
Изменение тонов в отдалении вызывается, следовательно, воздушной средой и особенно заметно в тех случаях, когда воз-
дух насыщен влагой, пылью, дымами и пр.
Воздух - среда не вполне прозрачная, и, чем дальше от точки наблюдения находятся фигуры и предметы или чем толще
воздушный слой, тем менее четко видны эти предметы. А чем ярче освещен воздух, тем более светлыми кажутся дали, по-
скольку на яркости удаленных предметов накладывается яркость воздушной среды.
Как известно, восприятие человеком пространства связано со следующими закономерностями воздушной перспективы: чет-
кость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя; одновременно уменьшается и на-
сыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно уга-
сают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.
В соответствии с этими жизненными закономерностями мы оцениваем расстояния: фигуры и предметы, о которых извест-
но, что они имеют одинаковую контурную и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем
больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. Фигуры, контра-
стные, четкие, темные, выступают на первый план.
Воздушные дымки. Прозрачность воздуха - величина переменная, зависящая от многих факторов. Прозрачность уменьша-
ется с увеличением толщины воздушного слоя, а также когда воздух ярко освещен.
Воздушная дымка образуется вследствие рассеяния света в земной атмосфере. Чем больше в ней взвешено мельчайших ча-
стиц (пыль, дымы, капельки влаги), тем сильнее будет рассеиваться свет в воздушной среде, тем плотнее будет воздушная
дымка.
Наиболее распространенными в условиях натурных съемок являются дымки, образующиеся в результате светорассеяния на
капельках влаги, которая всегда имеется в воздухе в том или ином количестве. Цвет этих дымок - белый.
Запыление или задымление воздуха, которое часто встречается вблизи больших городов, резко снижает прозрачность возду-
ха.

Сайт создан в системе uCoz