Беседы о фотомастерстве

И среди
снимков, сделанных на воде, среди морских пейзажей, где "главным действующим лицом" является водная поверхность, ра-
боты, подобные фото 57, встречаются не так уж часто.
Ритм, увиденный в жизни, не просто переносится на снимок, а ложится в основу его композиционного рисунка и превра-
щается в ритм линий, в чередование тонов, выявленных и сформированных с помощью изобразительных средств фотоис-
кусства. Для того чтобы обмундирование, аккуратно сложенное на берегу и выстроенное словно по линейке, превратилось в
ритмический элемент картины, нужно было многое. Фотограф должен был увидеть этот материал в жизни и понять, какие
сюжетные и изобразительные возможности в нем заключены. Следовало найти точку съемки, с которой был бы хорошо ви-
ден и понятен этот материал; предстояло определить его место на картинной плоскости, создать акцент на этой части изоб-
ражения. И вот мы видим снимок с действенным передним планом, который сложился в результате съемки с близкой и до-
статочно высокой точки. Правильно выбранное направление съемки позволяет совместить в кадре этот сюжетно важный пе-
редний план с активным фоном - морем и купающимися солдатами, где сюжет находит свое развитие и завершение (фото
56).
Только с высокой точки стал отчетливо видимым ритмический рисунок фото 57. И только контровой солнечный свет очер-
тил линии волн сияющими бликами. С другой, менее удачно выбранной точки, при другом освещении мог быть легко уте-
рян ритмический рисунок, хотя он и существовал в жизни.
Простейшие ритмы. Прежде всего к ритмически построенным изобра-
жениям мы относим снимки с четко видимой структурой, отчетливым де-
лением пространства кадра на равные, подобные или похожие сюжетные,
линейные или тональные элементы. Пример такого ритмического постро-
ения - снимок В. Школьного "Рыбачья застава" (фото 58). Содержание
жанровой сценки раскрывается удачным композиционным решением: зве-
но линейного рисунка, состоящее из вертикального столба, сидящего на
нем юного рыболова и отражения в воде, повторяется по всей длине поля
кадра через примерно равные промежутки. Это построение, во-первых,
вскрывает смысл изображаемого, отвечает теме снимка - "застава". Во-
вторых, возникает гармония линейного рисунка, повторы, которые и на-
зывают ритмом.
В данном случае мы встретились с членением картинной плоскости по
горизонтали. Это - привычная и часто используемая форма заполнения
кадра. Но пространство снимка может ритмично делиться не только в го-
ризонтальном направлении. Подобный же отчетливый рисунок часто рас-
îÓÚÓ 57
îÓÚÓ 58
полагается и вдоль вертикальной оси картины, при этом возникают ритмические повторы композиционного мотива в верти-
кальном направлении. Можно говорить и о ритме диагоналей, поскольку в фотографии нередки глубинные построения, ос-
нованные на закономерном чередовании наклонных линий, по направлению близких к диагоналям прямоугольника кадра.
Ритмическое распределение элементов композиции может идти не только по
плоскости снимка, но также и от переднего плана в глубину кадра.

Сайт создан в системе uCoz