Беседы о фотомастерстве

Шматриков "Рег-
би").
Выше мы уже говорили о закономерностях зрительного восприятия изображений человеком. К названным особенностям зрения
следует добавить еще одну: если в картине нет никаких специальных акцентов - глаз зрителя обращается к центральной части
кадра, и если сюда поместить главный объект изображения, то есть смысловой центр картины совместить с ее геометричес-
ким центром, главный объект замечается зрителем прежде всего;
• создание контрастного тонального рисунка на главном и мягкая градация тонов на второстепенных композиционных элемен-
тах и на фоне (см. фото 4, 6, 10а, 12).
Перечисленные творческие приемы, конечно, не исчерпывают всех возможностей изобразительного решения поставленной про-
блемы. Можно найти и другие способы, столь же эффективные, помогающие определить композиционный центр фотокартины.
Необычайно разнообразят решения сочетания приемов: световой акцент на главном может быть использован одновременно с цен-
тральным размещением основной фигуры - как это и сделано на фото 25: контрасты переднего плана могут быть подчеркнуты не-
резкостью глубины, мы видим это сочетание на фото 10а и пр. Чаще всего
приемы используются именно в совокупности, поэтому один и тот же сни-
мок в книге иногда приводится как пример центральной композиции и све-
тового акцента или многоплановой композиции и изменения контрастности
рисунка изображения от переднего плана к глубине и т. д.
Важно усвоить основные принципы. В дальнейшем каждый фотограф
сможет найти необходимые приемы для решения одной из узловых задач
композиции - выделения главного объекта изображения из всего материала,
попадающего в поле зрения объектива.
Однако выделить в кадре главное еще не значит получить завершенное
композиционное решение снимка. Примером тому фото 39. В кадре четко
выделено дерево, еще без листьев в апреле (снимок называется "Апрель"),
ясно видна и полоса земли, к которой подступили воды широкого весеннего
разлива. Но... дерево неудачно размешено в центральной части кадра, а ли-
ния земли, контрастирующая со светлыми тонами неба и воды, рассекает
картинную плоскость. На небе намечается очень слабый, почти невидимый
рисунок облаков. Может быть, облака следовало проработать несколько
энергичнее? Ведь небо занимает значительную часть кадра... Вот сколько во-
просов еще остались нерешенными... А их непременно следует решить при
съемке, чтобы картина оставляла у зрителя художественное, цельное впечат-
ление.
Здесь-то и становится очевидной вся сложность художественно-компози-
ционного творчества: можно изучить приемы заполнения картинной плоско-
сти (и это необходимо на определенном этапе), можно познать систему
средств расстановки акцентов в кадре (и это тоже обязательно нужно для ов-
ладения мастерством), а художественный результат все еще не будет достиг-
нут. Его обеспечивает не простая сумма удачно примененных средств выра-
жения, а их органическая связь с материалом картины, их взаимообуслов-
ленность и единое устремление к общей цели.

Сайт создан в системе uCoz