Беседы о фотомастерстве


Можно понять эту мысль фотографа, но все же нельзя не сожалеть об утрате пространства, глубина которого несомненно
обогатила бы этот пейзаж.
Может быть, нужно было взять точку съемки несколько правее и направить луч зрения влево, вдоль опушки или просеки,
которая угадывается на снимке. Фотограф при съемке, видимо, почувствовал, что изображению недостает глубины: он замы-
кает композицию снизу теневым участком снега, тем самым организуя притемненный передний план. Но эта тень легка и
прозрачна и не может изменить соотношения основных тонов в кадре.
îÓÚÓ 99·
îÓÚÓ 100
îÓÚÓ 101
Небо в кадре. Кто из начинающих фотографов не испытывал огорчения, увидев на своем
снимке вместо мягкой синевы глубокого и бездонного неба яркий белый тон, плоскость, про-
сто чистую фотобумагу. Таким именно получилось небо на фото 102. Плотность неба на не-
гативе так высока, что пропечатать ее не удалось никак. И небо в виде белого пятна выбива-
ется из общего тонального строя снимка. Причины этого - высокая яркость неба, контровое
направление потока солнечного света, экспозиция, рассчитанная по теням.
Мы никогда не видим в солнечный день небо таким белоснежным, каким оно получилось
на снимке. Синий цвет не самый яркий для глаза; максимум цветочувствительности глаза на-
ходится в желто-зеленой части спектра. А природная чувствительность бромистого серебра
максимальна именно к синему цвету. Пленка иначе видит небо, чем глаз. Но... необходимо
правильно передать на снимке наши впечатления о цвете неба, в том числе и на снимке чер-
но-белом. Небо в черно-белом снимке должно казаться нам синим и голубым, темным и свет-
лым, облачным и ясным. Оно должно быть решено в том ключе, в каком задуман весь пей-
заж.
Изображению неба следует уделять серьезное внимание еще и потому, что часто оно зани-
мает в кадре значительную площадь и входит непременным компонентом в большинство пей-
зажных снимков.
Съемка без светофильтра. Современные светочувствительные материалы достаточно сенсибилизированы ко всему види-
мому спектру. И в отдельных случаях становится возможным получить отчетливый и живописный рисунок облаков без свето-
фильтра.
Так снято фото 103 (Е. Шматриков "Грозовой закат"). Что в этом конкретном
случае обеспечило получение отчетливого рисунка неба?
Солнце находилось за довольно плотным слоем облаков. Но в разных участ-
ках неба эта плотность различна, в некоторых местах облака почти прозрачны,
в других - очень густы. Поэтому тональный рисунок неба достаточно выражен,
даже контрастен.
Снимок компонуется так, что почти все поле кадра занято изображением не-
ба, оно становится сюжетно важным элементом картины. Линия горизонта
очень низкая, и наземным предметам оставлено совсем небольшое место. Это
позволяет установить экспозицию по небу (для пленки "Фото-65" - 1/50 с при
диафрагме 4). При этом наземные предметы изображаются в виде темных си-
луэтов, лишь слегка деталированных мягкими бликами контрового света.

Сайт создан в системе uCoz