Беседы о фотомастерстве

И в фотоискусстве наибольшую ценность приоб-
ретают те работы, которые образно рассказывают зрителю о самом важном в жизни человека, о свершениях сегодняшнего дня,
волнующих событиях, о делах, мыслях, чувствах, сложном духовном мире нашего современника. Более того, мерой мастерства и
художнического таланта автора фотопроизведения является именно его умение увидеть в событии или жизненном явлении самую
суть, оценить ее с позиций гражданственных. Решает тонкость наблюдений и, конечно, умение показать действительность образ-
но, поэтично.
Перед художником стоит задача понять происходящее, разобраться в фактах действительности, обобщить их смысл и взаимосвя-
зи, сделать самому и подсказать зрителю необходимые выводы. Без этого нельзя создать произведение, способное убедить зрите-
ля, взволновать его, дать ему истинное познание жизни.
Замысел художника в законченном произведении принимает зримые очертания, определенную форму. И здесь требуется особое
мастерство, совершенное владение художественными средствами искусства. Содержание и изобразительная форма выступают в
диалектическом единстве, однако ведущее значение всегда имеет содержание, целям раскрытия которого и служит изобразитель-
ная форма.
Эти положения, общие для всех искусств, относятся, разумеется, и к художественной фотографии. И здесь в произведениях ис-
кусства мы вправе ожидать значительности содержания и соответствующей ему яркой и выразительной художественной формы,
раскрывающей тему во всей полноте и неповторимом своеобразии. Вот почему не приобретают подлинной художественности
снимки, где все устремления фотографа сводятся только к чисто фотографическим поискам рисунка изображения. Получены, на-
пример, общая белая тональность кадра и контрастирующие с ней очертания деревьев. Возникли яркие контуры фигур, освещен-
ных контровым светом солнца. Приобрела отчетливую рельефность фактура коры дерева, снятого сверхкрупным планом. Но о чем
повествуют эти кадры, в чем их содержание, смысл? На такой вопрос ответ находится не всегда. И потому нередко усилия, потра-
ченные на отыскание лишь внешней выразительности кадра, не приносят настоящего успеха в творчестве. Впрочем, такие съемки
могут оказаться полезными как упражнение для освоения того или иного изобразительного приема.
Как же добиться слаженности изобразительного решения кадра? Как поток жизни, где необходимое и случайное, главное и вто-
ростепенное часто оказываются рядом, превратить в правдивую, эстетически впечатляющую картину?
Похожий вопрос однажды задали известному скульптору: "Как вы добиваетесь такой экспрессии своих произведений?" - "Это
очень просто! - ответил скульптор. - Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее!"
Подобную работу приходится проделывать и фотографу. Работая над темой, он компонует снимок, отсекает рамкой кадра все
лишнее и оставляет в поле зрения объектива лишь то, что необходимо для раскрытия замысла.
Наша первая практическая съемка и должна наметить пути к формированию кадра, к изобразительному решению темы.

Сайт создан в системе uCoz