Беседы о фотомастерстве

Картинная плоскость разделена по диагонали и покры-
та наполовину ярким белым тоном, наполовину - глухим черным. На белое проецируется темный
силуэт одуванчика, на черное - яркий белый шарик цветка. Все ясно, четко, но... схематично. По существу, содержанием снимка
стал сам композиционный прием, живая эмоция заменена выстроенным, стилизованным изоб-
ражением... Мы можем, конечно, использовать такие изображения в качестве декоративного ри-
сунка, плаката и пр. Они также служат учебными упражнениями при изучении основ компози-
ции. Но вряд ли мы сможем признать их законченными художественными картинами. Эти уп-
ражнения демонстрируют известную подготовленность фотографа, его исполнительское мас-
терство, что иногда подкупает зрителей. Но как бы эффектен и красив ни был подобный кадр,
он не удовлетворит требовательного зрителя. Ибо за внешним рисунком ничего нет, только со-
четание линий и тонов... Трудно говорить здесь о глубине мысли, о жизненных наблюдениях, о
художественном образе.
Принципы компоновки материала служат для раскрытия замысла автора и достижения худо-
жественной выразительности, через которую проступает жизненная правда произведения. Сами
же эти принципы как бы растворяются в содержании, прочно сливаются с ним. В подлинно ху-
дожественном снимке не так-то просто обнаружить приемы его построения. Прием, выступаю-
щий слишком отчетливо, - признак поверхностного и часто формального понимания смысла
композиционного творчества.
îÓÚÓ 53
îÓÚÓ 53
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ
Ритмический рисунок кадра
Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных
элемента, из которых состоит изображение, это - тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих
элемента можно увидеть и в кадре, построенном на контрастной светотени, и в снимке, выполненном в мягкой тональности.
Острый линейный рисунок чаще всего имеет и тональные переходы.
К тонкой гамме тонов обычно подключается и линия, выступающая порой как очертание контуров фигур и предметов. Од-
нако линии здесь существуют не в том виде, в каком мы встречаем их, например, в карандашном рисунке. Линия на фото-
графии не является первичным элементом, а возникает как производная от тона. Она представляет на снимке лишь раздел
двух тонов, иногда ясный и четкий, иногда мягкий, а порой и вовсе расплывчатый.
Таким образом, можно сказать, что основным элементом фотоизображения является тон. Но вместе с тем в ряде случаев
граница раздела двух тонов - линия - приобретает столь ярко выраженный характер, что становится основой композиции,
ведущим началом в изобразительной форме. Поэтому, понимая линию как элемент изображения, производный от тона, мы
можем говорить как о тональной, так и о линейной композиции. С помощью тона и линии оттачивается изобразительная
форма снимка и выражается его содержание.
Рассмотрим несколько примеров.
Фото 55 (Э. Соколов "По свежему снегу") служит примером композицион-
ного решения кадра на мягких тональных переходах.

Сайт создан в системе uCoz