Беседы о фотомастерстве


Крайне усложнились процессы обработки светочувствительных материалов и получения отпечатков на цветных
фотобумагах. По этим вопросам существует специальная литература, где техника цветной фотографии разработана
достаточно подробно. Мы же коснулись этой стороны дела лишь для того, чтобы уяснить, какие изменения и в каких
звеньях процесса создания снимка произошли при переходе от черно-белого к цветному изображению.
Композиция цветного снимка. Поначалу может показаться, что в цветном снимке композиционный прием в какой-
то мере утрачивает свою силу и значение, поскольку многое теперь решает цветовая гамма, соотношения цветов и
их оттенков, колористическая стройность картины. Но многочисленные примеры опровергают такое предположение
и показывают, что композиция снимка, обогащенная цветом, по-прежнему остается действенным средством
решения тематических задач. Более того, в цветном снимке находят применение принципы построения кадра,
разработанные в черно-белой фотографии. Мы сейчас увидим их творческое использование в конкретных снимках
(см. вкладку), анализ которых поможет нам найти место того или иного композиционного приема в цветной
фотографии и оценить его значение.
Многие цветные снимки строятся по законам равновесия, которые мы уже хорошо освоили в черно-белой
фотографии. Однако здесь понятие весомости элемента композиции обязательно включает в себя не только его
смысловую значимость, масштаб, форму, но еще и цвет. А сопоставление компонентов рисунка— это уже не только
способ добиться их равновесного распределения в пределах поля кадра, но и возможность достижения гармонии
цветовых соотношений.
Снимок А. Бушкина «Натюрморт с ромашками» (5)— прекрасный
пример уравновешенной композиции. Эффект равновесия
достигается здесь следующим образом. Основной объект
изображения— букет ромашек на окне— помещен в правой части
кадра. Левая его сторона по первому плану свободна, ничем не
заполнена. Но зато здесь хорошо разработана глубина: за окном —
сад, скамья. Они даются нерезко, мягко и приводят всю
композицию в равновесие, поскольку соотношения первоплановых
и отдаленных элементов по площади, занимаемой ими в кадре, по
их масштабности и резкости найдены правильно.
Но особенно хороши здесь соотношения цветов: они
перекликаются, повторяются справа и слева, на переднем плане и в
глубине, что дополнительно подчеркивает равновесие в заполнении
кадра. Например, удачно сочетаются голубоватая покраска откоса
окна на переднем плане и голубизна в отдалении, яркие белые тона
ромашек и белая скамья в саду. Эти соотношения нужно было
увидеть, понять, оценить при съемке. Потребовались вкус
художника, опыт мастера. Вот чему следует учиться на таких
примерах!
Снимок сделан при естественном дневном освещении, в солнечный
день. Окно, на котором стоит ваза с цветами, выходило на теневую
сторону, прямой солнечный свет на предметы натюрморта падал
справа, из второго окна. Предметы освещены мягко. так как
естественный световой баланс подвергся некоторой корректировке: на вазу с цветами направлен отражатель,
подсвечивающий тени.

Сайт создан в системе uCoz