Беседы о фотомастерстве

Содержание здесь остается обычным для портретного жанра. Методика работы
целиком идет от репортажа. Стилистика изобразительных решений также тяготеет к репортажным формам.
Поиски изобразительного решения портрета. Сейчас перед нами стоят конкретные
учебные задачи, школа, которая поможет формированию мастерства. Высокое
искусство фотопортрета, творчество в этом сложнейшем жанре - дело будущего.
Попробуем проследить на конкретном примере ход творческого процесса создания
портретного снимка, которому фотограф (Е. Шматриков) дал название "Геолог". Свою
работу над портретом фотограф начал с поиска светового решения. Ему казалось, что
наилучший результат даст передний свет, посылаемый осветительным прибором,
установленным на уровне лица. Такой свет достаточно хорошо выявляет объемную
форму, фактуру, характерные черты лица, если, конечно, световой поток правильно
отрегулирован с количественной стороны и не дает пересветки, а экспозиция и время
проявления обеспечивают точную передачу мягкой гаммы тональных переходов.
При этой схеме света велась съемка фото 155,а. Спереди в полутора метрах от лица и чуть выше его уровня была
установлена перекальная лампа мощностью 275 Вт. Мы уже встречались с передним фронтальным светом и знаем,
что активного рисунка светотени он не дает. Кроме основной лампы в схеме имеются еще две такие же лампы с
софитами. Установленные за портретируемым человеком, они освещают фон и разрабатывают его тональность.
Фотограф анализирует полученный результат и приходит к выводу, что светотональный
рисунок кажется несколько монотонным, обедненным по краскам. Он строит новую
схему света, усложняет ее, вводя в действие еще два софита с лампами той же
мощности. Теперь на объект направлен двусторонний контровой свет (фото 155,б).
Приборы установлены на расстоянии 1 м. и на высоте примерно 2 м. Световые пучки
концентрируются на лице с помощью картонных шторок-затенителей. Чтобы блики
контрового света проработались на лице со всей отчетливостью, передний свет
удаляется от освещаемого объекта на 2,5 м, яркость на лице уменьшается. Образуется
довольно высокий интервал яркостей. Теперь есть два варианта снимка: можно при
печати определить выдержку по светам, а можно вести ее расчет по теням. Фото 155,б
напечатано по светам, по бликам контрового света. Тогда теневая часть изображения (а
она как раз покрывает все лицо портретируемого) опускается в низкую, темную
тональность...
Поиск светового решения идет дальше, на фото 155,в схема света еще раз меняется. Уточняется положение и высота
основного источника света. Прибор поднимается до высоты 2 м, смещается влево от фотоаппарата и снабжается
тубусом, ограничивающим диаметр светового пучка. Свет при этом становится направленным, концентрированным,
отбрасывает более энергичную тень и лучше выявляет объемно-пластическую форму лица.
Но образовавшиеся тени, поначалу жесткие и контрастные, требуют непременной подсветки. Поэтому спереди на
уровне лица и на расстоянии 1,5 м от него устанавливают еще один источник света - общий рассеянный свет,
который иногда называют заполняющим, имея в виду его функцию заполнять все
пространство кадра или какую-либо часть этого пространства.

Сайт создан в системе uCoz