Беседы о фотомастерстве

В ученический период эти ритмические повторы порой дают слишком отчетливые схематические изображе-
ния. Но постепенно, совершенствуя мастерство и проникая в подлинную красоту жизни, фотограф приходит к утверждению
более тонких ритмических построений, где возникают нюансы, полутона, обогащающие изобразительный строй снимка.
Вот еще один пример усложненного ритмического решения пейзажного снимка - фото 61 (О. Мартынов "Лес, освещенный
солнцем"). На первом плане - темные силуэты стволов деревьев. Они нео-
динаковы по форме, их разделяют неравные промежутки, но все же здесь
есть чередование светлого и темного - своеобразный ритм. Так же свобод-
но организован и дальний план: стволы деревьев, по тонам более светлые,
чем на переднем плане, чередуются с участками яркого белого тона глуби-
ны кадра. В снимке есть и ритмическое членение пространства по глубине:
четко различаются контрастный передний план, менее контрастный второй
план и мягкие светлые дали. Эта свобода в композиционном размещении
материала придает изображению особую живописность. Автор, найдя по-
этическую трактовку пейзажа, остался верен материалу: ритмы линейного
рисунка хорошо раскрывают красоту леса, залитого солнечным светом. Ус-
ложненность ритмического построения здесь, как и в предыдущем снимке,
совершенно закономерна, ведь ритмы природы редко бывают такими же
четкими, как, например, ритмы клеток с птицами или жалюзи окна на фото
îÓÚÓ 60
îÓÚÓ 60a
îÓÚÓ 59
îÓÚÓ 61
60. А естественные ритмы, специально доведенные до стилизованного линейного рисунка, чаше всего оставляют впечатле-
ние искусственной схемы.
Ритмическое построение на фото 62 (С. Яновский "Пешеходы") тоже не так-
то просто обнаружить, но оно безусловно есть. Движение происходит в разно-
удаленных плоскостях: одна из них находится на близком расстоянии от аппа-
рата, и здесь движение подчеркивается нерезкостью некоторых фигур. Эта
группа отчетливо рисуется на переднем плане, не смешиваясь с движением,
происходящим в глубине. Все пешеходы - в разных фазах движения, никаких
размеренных расстоянии между ними нет. Но ритмический рисунок образует-
ся за счет сходной контурной формы шагающих людей. Те же ритмы пешехо-
дов повторены и в глубине. Причем и здесь нет ритмического рисунка в его
упрощенном виде. Между фигурами людей не только нет равных промежут-
ков, но некоторые из них даже совмещены по лучу зрения объектива и обра-
зуют многофигурные группы. В глубине пешеходы движутся по интересной
композиционной линии, и светлый фон асфальта отчетливо выявляет этот
ритм жизни, подчеркнутый фотографом, но не искусственно подогнанный к
некой придуманной ритмической схеме.
Ритм и движение в кадре. Вы уже, вероятно, обратили внимание на то, что строгое чередование элементов изображения
приводит к особой устойчивости, статичности рисунка кадра (см. фото 58-60). Правда, и материал на этих снимках статич-
ный. Но ведь неслучайно для его изображения использованы строго ритми-
ческие построения: характер материала и его изобразительное решение
здесь вполне совпадают.

Сайт создан в системе uCoz