Беседы о фотомастерстве

Но тогда возникают вопросы: например, что является сюжетным
центром фото 1? Удачно ли освещено лицо мальчика на фото 2? Сюжет фо-
то 3 динамичен, но достаточно ли пространствен кадр, есть ли здесь место
для развития движения?
А вторая группа снимков? Фотографическая техника здесь хороша. Но она
уже не цель, а лишь одно из средств воплощения творческих замыслов. На-
ряду с простейшими техническими приемами здесь использованы приемы
творческие: тонкая градация тонов, изобразительная сила укрупненного пе-
реднего плана, мягкий оптический рисунок в глубине кадра, точный выбор
момента спуска затвора фотоаппарата. С помощью света, тональности изоб-
ражения, композиции фотографы добиваются законченного изобразительно-
го решения темы, которого так недостает работам первой группы.
Изобразительное решение снимка - результат творчества фотографа. Здесь проявляется его отношение к снимаемому ма-
териалу, его вкус, его почерк. А фототехника становится гибким инструментом, который позволяет получить самые разно-
образные изобразительные структуры снимка, воплощающие тему, сюжет. Так, в зависимости от содержания и изобрази-
тельных замыслов фотографа появляются общие, средние или крупные планы, светлая или темная тональность снимка, ра-
курсные построения, те или иные соотношения главного объекта изображения с второстепенными деталями.
И если начинающий фотолюбитель перестал довольствовать-
ся снимками, в которых, кроме хорошей техники исполнения,
ничего нет, можно сказать, что он поднялся на следующую сту-
пень. Действительно, когда технические приемы освоены, пора
двигаться дальше, пора подумать о значении и возможностях
изобразительных средств фотографии, об их выразительной си-
ле.
На этом этапе возникает другой круг вопросов. Какие из де-
талей выбранного для съемки объекта должны войти в кадр и
что следует оставить за его пределами? В какой части кадра
должен оказаться главный объект изображения и где - второ-
степенные элементы композиции? Каковы световой рисунок и
характер светотени? Как освещен передний план и как соотно-
сится с ним глубина кадра?
Вопросы очень существенные. Ведь речь идет о том, чтобы
научиться изобразительно четко строить снимок, поэтично вы-
ражать свои замыслы. Был ли замысел у автора фото 1? Види-
мо, да. Фотограф залюбовался красивым уголком парка и поду-
мал, что снимок надолго сохранит для него прелесть солнечно-
го зимнего дня, а может быть, донесет красоту природы и до
зрителей, доста-
вит им эстетичес-
кое наслаждение.
Автор фото 2 стремился к простоте, естественности: мальчик занят книгой,
не видит фотоаппарата, поэтому не позирует перед объективом. Фотограф не
ограничился изображением только человека, расширил рамки кадра, включил в
его композицию предметы обстановки. С помощью этих дополнительных эле-
ментов он стремится полнее рассказать об интересах и внутреннем мире маль-
чика.
Фото 3 - репортаж. На снимке показан один из моментов соревнования -
старт велогонки.
Таким образом, мы видим, что в каждом из этих снимков есть свой замысел.

Сайт создан в системе uCoz