Беседы о фотомастерстве

В практической работе такого света по возможности следует избегать, если только фронтальный
свет не является хорошо продуманным способом решить особые изобразительные задачи, специально поставленные фото-
графом. Что это за случаи съемки?
Фронтальным освещением можно воспользоваться, если фотограф задался целью передать собственные тона объекта, не
изменяя их световым рисунком, т. е. яркими светами или глубокими тенями. Тогда изображение получается очень тонким,
нежным, как иногда говорят, пастельным. Но, разумеется, такой эффект достигается далеко не всегда и только в особых слу-
чаях. Здесь есть важное требование к самому объекту съемки; он должен быть собранным в тоне: либо состоять из близких
по светлоте тонов, либо из небольшого количества контрастирующих тонов (например, черного и белого без промежуточ-
ных серых). Вот тогда при обязательной совершенной технике фотографических процессов можно получить изображение,
подобное фото 72 (Э. Даулбаев "Этюд в белом тоне"). Гипсовая модель освещалась только одним источником света - мягким
широким пучком, направленным точно от фотоаппарата и с той же высоты, на которой была установлена модель. Второй ис-
точник освещал белый фон. Его яркость несколько больше яркости модели, и фигура отделяется от фона легким теневым
контуром.
Боковой свет. Световой рисунок, образующийся на объекте при падении основного потока солнечных лучей с бокового
направления, дает более интересную и живописную светотень и освобождает сни-
мок от многих недостатков, вызванных фронтальным освещением. Фото 46, выпол-
ненное при боковом освещении, показывает, что отчетливая светотень становится
организующим началом распределения тонов в кадре. Снимок освобождается от из-
лишней пестроты, так как значительная часть деталей объекта оказывается в тени и
многие подробности передаются на снимке уже не с той активностью, с которой
рисуются детали, ярко освещенные.
Чередование светов и теней, освещенных и затененных участков, дает представ-
ление о пространственной протяженности объекта съемки, и снимок теряет плоско-
стной рисунок, который часто портит изображение, сделанное при фронтальном ос-
вещении. Боковой свет очерчивает объемы и рельефы, более отчетливо передает
фактуры поверхностей и предметов. Поэтому боковое направление света, пожалуй,
является самым распространенным при фотосъемках и во многих случаях дает
очень хороший результат.
На фото 46 использован боковой свет, падающий на объект перпендикулярно на-
правлению оптической оси объектива. Но существует множество вариантов боково-
го освещения: передне-боковое, задне-боковое и пр. Вся эта группа световых ри-
сунков обеспечивает хороший результат и имеет главными признаками отчетливо
видимую в кадре светотень.
Контровой свет. Контр... Против... При съемке фото 47 солнце находилось про-
тив объектива фотоаппарата, его лучи падали навстречу направлению съемки. Ка-
ков результат такого освещения?
Предметы, составляющие объект съемки, при контровом освещении обращены к
аппарату своей теневой стороной, в кадре преобладают тени, и снимок приобретает
низкую, темную тональность.

Сайт создан в системе uCoz