Беседы о фотомастерстве

Сю-
да и направляется внимание зрителя. С помощью композиционного приема фотограф добива-
ется акцента на переднем плане. Важно, что это еще и смысловой акцент: мы видим деревья с
îÓÚÓ 29
îÓÚÓ 30
îÓÚÓ 31
îÓÚÓ 32
îÓÚÓ 33
облетевшей листвой - приметы осени, октября... Но, использовав одно изобразительное средство фотографии - композицию, автор
ослабляет эффективность приема тем, что не поддерживает его другим столь же действенным изобразительным средством - све-
том, который в разработке композиции активно не участвует.
Солнечные лучи падают на объект съемки с передне-бокового направления А в этом случае и предметы, расположенные близко,
и глубина кадра получают равные освещенности, они изображены в близких по светлоте тонах. Отсюда - некоторая пестрота и пе-
регруженность снимка деталями, отсюда сни-
жение эффекта пространственности кадра.
Что же следовало сделать, чтобы два изоб-
разительных средства фотографии - компози-
ция и свет - действовали согласованно, так
сказать, в одном направлении? Композицион-
ный акцент следовало поддержать световым.
Для этого нужно было остановиться на зад-
не-боковом или контровом направлении све-
та. При таком освещении передний план ри-
суется притемненным, выглядит полусилуэ-
том. Контровой свет хорошо выявляет воз-
душную дымку, и фон, задернутый ею, теря-
ет значительную часть деталей, становится
спокойнее, лаконичнее по тонам. В результа-
те акцент на переднем плане значительно
усиливается.
О восприятии снимка зрителем. Образо-
вание композиционного, светового или то-
нального акцента на смысловом центре кар-
тины связано с физиологическими особенностями зрения человека. Известно, что глаз человека, рассматривающего какое-либо
изображение, прежде всего останавливается на самых ярких пятнах или на участках картинной плоскости с наивысшими контрас-
тами.
Так, на фото 25 нашим вниманием завладевает ярко освещенное лицо девушки, на которое направлен световой луч, обозначив-
шийся на фоне. Акцента на лице и добивался автор снимка. А вот на фото 34, уже вопреки желанию фотографа, взгляд зрителя
притягивает нижняя часть кадра, где находятся второстепенные детали изображения, но зато самый контрастный его участок. И
потребовался новый вариант композиции, чтобы в центре внимания зрителя оказалась та часть изображения, ради которой, собст-
венно, и велась съемка (фото 35).
Мы достаточно подробно разобрали один из важных принципов построения снимка, когда основой композиционного рисунка
служит отчетливо сформированный смысловой центр картины. Этот принцип широко распространен в практике, которая дает
множество примеров именно такого изобразительного решения темы. Построение снимков по этому принципу помогает избежать
ошибок: запутанности линейного рисунка, пестроты, перегруженности кадра деталями и пр.
Но наряду со снимками, имеющими в основе построения акцентированный композиционный центр, в практике фотографии
встречаются и такие, где четкого акцента на одном из элементов композиции вроде бы и нет, вместе с тем снимок закончен по ри-
сунку.

Сайт создан в системе uCoz