Беседы о фотомастерстве


Однако фотоискусство живет и развивается среди современных искусств, испытывает на себе их влияние и само влияет на них.
Заполнение картинной плоскости. Вопросы заполнения картинной плоскости возникают при композиции снимков самых раз-
личных жанров и видов - пейзажа, портрета, репортажных кадров и пр. Но учебную работу поначалу очень полезно провести с
композициями, состоящими из предметов, в жанре натюрморта. Натюрморт очень удобен для учебной практики: небольшие по
размерам предметы легко можно перемещать в пространстве и, в соответствии с изобразительным замыслом, устанавливать их в
намеченной точке. Таким образом определяется и оттачивается общая композиция снимка.
Фотографу, не имеющему достаточной практики, не всегда удается добиться композиционной завершенности в репортаже или
единого решения в пейзажном снимке. Слишком велико, если можно так сказать, сопротивление материала. Нужна серьезная пред-
варительная учебная работа, чтобы в этих жанрах снимки стали выразительными и законченными и по изобразительной форме.
Получив хорошую практику учебной работы с предметными композициями, фотограф будет подготовлен к преодолению труднос-
тей изобразительного решения снимка и в других жанрах фотографии, не допустит композиционных неточностей или ошибок в
световых, линейных и тональных построениях кадра. Так что сейчас нам предстоит обратиться к натюрморту не просто как к са-
мостоятельному жанру фотоискусства, но использовать его в учебном значении как жанр, позволяющий провести цикл полезных
практических работ.
Как же подойти к съемке натюрморта? С чего начать его построение? Вот стол, а на нем - разнообразные детские игрушки. Из
игрушек образовалась какая-то группа. Может быть, это уже готовый натюрморт? Установим фотоаппарат и попробуем снять все,
что находится на столе.
Мы получим фото 41 а. Удачное? Нет, конечно. Снимок элементарен по композиции, пере-
гружен предметами, все они хорошо видны в кадре, но выглядят одинаково невыразительно.
Такое примитивное фотоизображение никак не может удовлетворить ни взыскательного фото-
графа, ни зрителя. Давайте "сотрем" неполучившийся "рисунок", уберем из поля зрения объ-
ектива все предметы. И на пустой, незаполненной картинной плоскости будем "рисовать" наш
натюрморт, последовательно вводя в кадр только те предметы, которые необходимы для пост-
роения сюжета. Будем точно определять положение предметов по матовому стеклу фотоаппа-
рата, находить между ними прочные композиционные связи.
Раньше уже говорилось, что фигуры и предметы, составляющие объект съемки, не равно-
ценны и делятся на главные (основной предмет в натюрморте, главное действующее лицо жа-
нровой сцены и пр.) и второстепенные (вспомогательные предметы в натюрморте, фон, эле-
менты освещения и пр.).
Заполнение картинной плоскости будет правильным начать с определения положения того предмета, который решено в данном
натюрморте сделать основным. Главный предмет может находиться в разных частях кадра, и от этого будет зависеть общий линей-
ный рисунок снимка.

Сайт создан в системе uCoz