Беседы о фотомастерстве

Но поначалу все внимание следует отдать главному из них, являющемуся смысловым центром снимка.
При работе над портретом, пейзажем, натюрмортом фотограф имеет время подумать над этой проблемой и даже практически
проверить различные варианты композиции. Событийная съемка, фоторепортаж и жанровая тематика времени на размышления
практически не оставляют. Только профессиональные навыки, опыт, острота и своеобразие творческого мышления фотографа поз-
воляют ему буквально мгновенно найти правильное решение.
В различных жанрах меняются условия и обстоятельства съемки, становится иной методика композиционного творчества, но
первичная задача остается неизменной: прежде всего, ограничить материал известными пространственными пределами и найти
смысловой центр картины. А затем сформировать этот центр на снимке, усилить его, подчеркнуть, сосредоточить на нем внимание
зрителя.
Одновременно возникает еще одна задача: где, в какой части пространства кадра должен разместиться этот ключевой материал?
Следует заметить, что в практической работе обе задачи - создание акцента на главном и расположение смыслового центра в пре-
делах поля кадра - решаются слитно, они неотделимы одна от другой. Но для того чтобы точнее разобраться в методике построе-
ния снимка, условно разделим их. Научимся сначала формировать, подчеркивать сюжетно важные элементы изображения, а потом
определим место, которое должен занять смысловой центр в рамке кадра, на картинной плоскости.
Очень часто серьезным недостатком снимка становится одинаково четкое изображение всех деталей, попавших в поле зрения
объектива. Кадр начинает пестреть множеством мельчайших подробностей. Рисунок снимка делается запутанным, перегружен-
ным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому что на картинной плоскости нет какой-либо фигуры
или предмета, привлекающих к себе особое внимание, то есть нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной
части сюжета. Нет основного композиционного начала - и кадр оказывается несформированным, все его части - равнозначными.
Как правило, отсутствие акцента говорит и о том, что фотограф не только не справился с задачей создания определенной геомет-
рии кадра, но и плохо разобрался в материале, в существе и смысле выбранного для съемки сюжета, мотива.
Рассмотрение кадра должно начинаться с сюжетно важной части изображения, и умело поставленный здесь акцент - залог ком-
позиционной стройности фотопроизведения.
Фотограф располагает множеством творческих приемов и изобразительных средств, которые помогают решить поставленную
задачу. Что это за приемы и средства? Мы найдем и раскроем их выразительную силу, если рассмотрим с этой точки зрения ряд
снимков.
Акцент на главном. Вернемся к фото 4. Снимок сделан с настроением, он закончен и строен по изобразительному решению,
композиционные элементы здесь умело разделены на главные и второстепенные. Вот он, желаемый акцент! Мы сразу же обраща-
ем внимание на смысловой центр картины - засыпанные снегом молодые сосны.

Сайт создан в системе uCoz