Беседы о фотомастерстве

Поэтому в фокальной
плоскости не может быть получено резкое изображение белой точки, а образуется так называемый аберрационный
кружок рассеяния, имеющий вид цветной точки, окруженной контурами других цветов. Например, если мы
поместим матовое стекло в фокусе красных лучей, то увидим изображение красной точки, обведенной синим
контуром и контурами других цветов.
При черно-белой съемке хроматическая аберрация приводит лишь к некоторому смягчению оптического рисунка
изображения, поскольку все цвета передаются ахроматическими тонами и ошибок в цветопередаче объекта,
естественно, не возникает. Цветной же негативный материал регистрирует аберрационные кружки рассеяния в
цвете, и основной контур фигуры или предмета на снимке получает цветную обводку. Но, разумеется, эта обводка
появляется лишь при съемке объективами с плохой коррекцией.
Вот что приходится учитывать при выборе объектива для цветной съемки. Особо сложной проблемы, однако, не
возникает, так как большинство современных объективов достаточно хорошо исправлено к хроматической
аберрации. Поэтому один и тот же объектив позволяет с успехом вести и черно-белую и цветную фотосъемку.
Для цветной съемки желательны объективы возможно большей светосилы, поскольку светочувствительность
цветного негативного материала значительно ниже, чем черно-белого. Особо ощутимой эта разница становится
тогда, когда приходится снимать в условиях относительно невысоких освещенностей.
Возможности использования светофильтров при цветной съемке крайне ограниченны. Можно отметить следующие
случаи работы со светофильтрами на цветных материалах: использование синего светофильтра для получения
ночного эффекта при съемке днем (в кадр при этом не может входить небо, светлое по тону); применение
нейтрально-серых светофильтров для снижения освещенности пленки в кадровом окне фотоаппарата и уменьшения
экспозиции; использование оттененных серых или синих светофильтров для каширования (частичного перекрытия)
поля кадра, например для изменения тональности неба. В последнем случае необходимо, чтобы фотоаппарат имел
матовое стекло и был установлен на штативе, без чего невозможно точно определить границу каширования. Могут
быть, конечно, и особые случаи, когда цветные светофильтры применяют для достижения специальных эффектов,
которые требуют резкого изменения всей цветовой гаммы.
Но все это в практике фотографии встречается довольно редко, и мы не ошибемся, если скажем, что в большинстве
случаев цветного фотографирования съемочные светофильтры не применяются, так как они неизбежно приводят к
нарушению правильности цветопередачи.
Все различие техники получения фотографических изображений на черно-белых и цветных негативных материалах
заключается в специфических характеристиках этих материалов. Особенности цветных фотоматериалов состоят
прежде всего в иной природе цветочувствительности, позволяющей регистрировать цвета со всеми присущими им
характеристиками: цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. По отношению к черно-белым цветные
фотоматериалы имеют более низкую светочувствительность, меньшую фотографическую широту и, следовательно,
иные возможности передачи контрастов объекта.

Сайт создан в системе uCoz