Беседы о фотомастерстве


Их авторы пытались отобрать материал, поделиться со зрителями тем интерес-
ным, что встретилось в жизни. Все эти намерения говорят о правильном пони-
мании задач фотографии, о правильном подходе к материалу. Это уже немало.
Но, не владея изобразительными средствами (светом, композицией, тональ-
ностью, перспективой), не умея правильно найти место установки фотоаппара-
та, определить момент съемки, фотографы не смогли решить поставленных за-
дач и не раскрыли своих замыслов. В результате - невыразительные снимки.
Итак, на второй ступени мастерства фотографу предстоит научиться приме-
нять и активно использовать изобразительные средства и с помощью этих
средств четко и выразительно "рисовать" картины жизни.
îÓÚÓ 3
îÓÚÓ 4
îÓÚÓ 5
О свете и его выразительных возможностях. Свет... Освещение объекта съемки... Посмотрите, как скупо и неудачно ис-
пользовано это сильнейшее изобразительное средство на фото 2. По существу, свет выполняет здесь только техническую
функцию - создает определенный уровень освещенности, необходи-
мый для получения правильно экспонированного негатива.
А изобразительные возможности света? Они выпали из сферы вни-
мания фотографа. Снимок получился плоским из-за того, что и глав-
ный объект изображения и фон освещены одинаково ярко. По этой
же причине изображение стало пестрым: в каждой точке кадрового
пространства образовалась одна и та же освещенность и одинаково
отчетливо проработались все детали изображения. Виден также ус-
ловный характер освещения - действие электронно-импульсного ос-
ветителя, направленного на объект съемки со стороны фотоаппарата.
А вот автор фото 5 работает со светом иначе. Светотень вырази-
тельно обрисовывает объемно-пластическую форму лица девочки.
Различный уровень освещенности первого плана и глубины кадра
способствует передаче пространства. И что особенно важно - свето-
вой рисунок снимка связан с реальным освещением интерьера, в ко-
тором проводилась съемка. С помощью осветительных приборов фо-
тограф воссоздает реальный световой эффект - мягкий солнечный
свет. Здесь нет того условного фотографического света, когда прибо-
ры освещают объект с любого направления, устанавливаются произ-
вольно, в связи с чем легко обнаруживается их действие. Словом,
это уже не элементарная техника установки света, так резко снижаю-
щая изобразительный результат на фото 2. Фотограф стремится вос-
произвести, то есть воссоздать, правдивый естественный светотене-
вой рисунок и использует для этого художественно-живописные воз-
можности света.
Это правильно. Технические средства выполняют важнейшую роль
во всех видах творчества. Но в законченной работе они никогда явно
не выступают.
О композиции кадра. Начинающий фотограф еще не задумывает-
ся над возможностями композиционных приемов, с помощью которых фотоизображению придается четкость, стройность,
изящество, живописность, полнее и глубже выявляется содержание снимков. Потому-то вначале он так легко мирится с
примитивностью рисунка кадра.

Сайт создан в системе uCoz