Беседы о фотомастерстве

Например, оранжевый светофильтр сильно притем-
няет синеву; на снимке, сделанном с таким светофильтром, небо передается весьма темным тоном. На
притемненном фоне светлое высотное здание выглядело бы очень эффектно. Но и этот путь сегодня от-
резан: белое, затянутое облачной дымкой небо не притемняется светофильтром. А если еще добиваться
силуэтной формы здания, то придется использовать задне-боковой, а то и контровой свет. И тогда облач-
ная дымка станет особенно яркой. Да, на этот раз со слишком светлым тоном неба, видимо, надо сми-
риться. А вот от силуэтного рисунка, пожалуй, придется отказаться. Следует поискать другое направле-
ние съемки.
Оказывается, есть неплохая точка, с которой в кадре становится видимым второе высотное здание. И
как будто можно найти интересный передний план... Вот в результате каких размышлений появилось
фото 20. Оно несколько строже, стройнее предыдущих снимков, но и его недостатки очевидны. Точку
съемки следовало сместить влево, тогда элементы композиции распре-
делились бы на картинной плоскости точнее. Правая часть кадра не-
сколько перегружена, здесь оказались все три главных композиционных
элемента: человек, угол ближнего здания и высотное здание в глубине.
Можно было не торопиться нажимать кнопку затвора: движение в кадре
направлено на аппарат, и через некоторое время женщина с коляской
оказалась бы на переднем плане. Композиция стала бы более многопла-
новой и одновременно уравновешенной.
На этой же съемочной площадке, на этом же материале можно решить и другую тему. Вглядитесь
повнимательнее в выбранный объект съемки, посмотрите вокруг себя. Высотный дом, характерная
архитектура Москвы... Люди... Их здесь много. Каждый занят своим делом: спешат на работу, гу-
ляют с детьми, идут в магазины... Москвичи - деятельный народ. А вот и тема: "Москва и москви-
чи".
Новая тема повлечет за собой и новое изобразительное решение материала и прежде всего потре-
бует сюжетного выражения. Долгие терпеливые поиски... Острая наблюдательность... Да, немало
придется потрудиться фотографу, чтобы увидеть и выделить из потока жизни законченный сюжет,
жанровую сцену, динамику движения. А потом найти и успеть запечатлеть в быстрой смене корот-
ких мгновений тот единственный и неповторимый момент, когда, словно вспышка, возникает яр-
кая картина. В ней нередко через единичное, частное, раскрываются общие закономерности, кар-
тина становится типической, образной. Такой узловой в развитии действия момент несет с собой
обобщение, оно - необходимое свойство подлинно художественного произведения.
îÓÚÓ 18
îÓÚÓ 19
îÓÚÓ 20
îÓÚÓ 21
Однако некоторые фотографы рассуждают так: разве обязательно
тратить столько времени и терпения на поиски? Разве не проще ос-
тановить людей, подсказать им, что они должны делать во время
съемки, куда смотреть, какие принять позы? Мы порой еще встре-
чаемся с работами, подобными фото 21, которое выполнено по та-
кому рецепту.

Сайт создан в системе uCoz