Беседы о фотомастерстве

Образующаяся от пыли или дыма взвесь имеет бурый цвет.
Те, кто бывал в горах, возможно, встречались с нежной и тонкой голубой дымкой, которая появляется в совершенно чистом
и сухом горном воздухе. Это молекулярная дымка, возникающая вследствие рассеяния световых лучей на молекулах воздуха.
Ее голубой цвет и считается собственным цветом воздуха.
Воздушная дымка и связанные с ней явления воздушной перспективы могут быть воспроизведены на снимке с целью выра-
зительного изображения пространства. Это видно на фото 55 и 55 а. Все здесь верно жизни: детали переднего плана имеют
ясные и четкие очертания (особенно на фото 55 а), в глубине их контуры постепенно размываются, а в самом отдалении
предметы словно растворяются в воздушной среде.
Сравните характер тональных переходов на переднем плане и в глубине, и вы увидите, как постепенно теряются контрасты,
уступая место очень мягкой градации тонов. Предметы переднего плана на снимках имеют относительно темную тональ-
ность, в глубине тона изображения светлеют.
Влияние характера освещения. Для того чтобы воздушная дымка обозначилась на снимке, она должна существовать в
действительности. Не всякое состояние погоды позволяет получить тональный рисунок, так выгодно оттеняющий простран-
ство пейзажа, как на фото 55 и 55 а.
имеющаяся дымка должна быть умело воспроизведена. Тогда она получается достаточно активной, в других же случаях
почти исчезает на снимке. Ее воспроизведению помогает правильно выбранное освещение. Например, при съемке фото 85,
где тоже есть воздушная дымка, был использован задне-боковой свет. Это - выгодное направление основного светового пото-
ка. Лучи света, встречаясь с капельками влаги или кристалликами льда (из них состоит морозная туманная дымка), при кон-
тровом направлении света отражаются под углами, близкими к углам зеркального отражения. Взвешенные частицы начинают
бликовать, а вся воздушная среда приобретает в связи с этим повышенную яркость и хорошо обозначается на снимке.
Кроме того, при контровом направлении солнечных лучей фигуры и предметы обращены к фотоаппарату теневой стороной.
На снимке они выглядят темными силуэтами или полусилуэтами, и на таком притемненном фоне светлая дымка читается
особенно отчетливо.
Невыгоден для воспроизведения воздушной дымки передний свет, освещающий объект съемки со стороны фотоаппарата.
Представьте себе фото 85, снятое при таких условиях освещения. Сосна и забор, образующие здесь рисунок переднего плана,
уже не были бы темными, а, наоборот, оказались бы ярко освещенными. Так же ярко осветилась бы и глубина кадра. Следо-
вательно, исчезает притемненный фон, хорошо оттеняющий дымку. И дымка в свою очередь теряет яркость и белизну, так
как при отражении световых лучей от частиц влаги уже не образуются углы зеркального отражения, исчезает яркий бликую-
щий свет.
Представляется нежелательным при такого рода съемках использование плотных светофильтров. Туманная дымка, имею-
щая нейтральные тона, при съемке со светофильтрами больших изменений не претерпевает, но увеличиваются контрасты
изображения, и мягкие светотональные переходы, характерные для снимков с воздушной дымкой, теряют свою пластичность.

Сайт создан в системе uCoz