Беседы о фотомастерстве

Сохранить
динамику действия, движения, внутреннего состояния человека, показать развитие
события во времени и пространстве в единичном снимке, фиксирующем всего лишь
кратчайший миг происходящего, момент длиною в 1/30, 1/100, 1/500 долю секунды,
довольно непросто. И дело, конечно, не только в передаче на снимке движения как
такового, как перемещения объекта съемки в пространстве. "Снимок полон движения", -
говорим мы об удачной фотографии спортсмена, срывающего финишную ленточку. Но и
анализируя психологический портрет, мы говорим: "Снимок удивительно динамичен".
Проблема создания динамичного фотоизображения шире, чем задача воспроизведения
характера происходящего в кадре движения.
Вот фото 132. В сюжете "Объявлена посадка..."
безусловно есть известная динамика: с объявлением посадки
на самолет в зале ожидания начинается оживление, возникает
движение и пр. А в центре снимка оказались статичные
фигуры. Это могло произойти либо оттого, что фотограф
специально остановил людей в заданных позах, либо оттого,
что момент спуска затвора пришелся на нехарактерную фазу
движения. И то и другое порождает статику, недопустимую в
такого рода съемках.
Передача характера движения. Движение в том или ином
виде присутствует в каждом снимке, за исключением, разве,
натюрморта. Репортаж непременно связан с изображением
человека в процессе труда, со съемкой участников самых
разнообразных событий, людей, идущих, разговаривающих друг
с другом, жестикулирующих и т. д. В городской пейзаж чаще
всего включается транспорт - троллейбусы, автобусы,
автомобили - и, конечно, многочисленные пешеходы. Полны
гармоничного движения спортивные снимки. И в пейзажах мы
видим то морской прибой, то нивы, колышущиеся под порывами
ветра, то плывущие по небу облака. Съемка портрета связана
с тонкой передачей мимики, поворота головы, жеста, которые помогают раскрыть характер
человека, создать образ.
Фото 132
Движение развивается во времени. Как же передать живость движения в краткое
мгновение съемки? Проблема неновая в изобразительном искусстве и достаточно
разработанная в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура. В
фотографии, как и в этих видах искусства, решение вопроса начинается с выбора момента
движения, развивающегося во времени. При фотосъемке на этот момент приходится спуск
затвора фотоаппарата.
Выбор момента съемки. В течение события один за другим следуют самые
разнообразные моменты. Динамика действия, движение людей складываются из множества
фаз. Если установить фотоаппарат неподвижно и сделать подряд серию снимков, мы
получим кинеграмму происходящего в кадре движения, как бы разложенного на отдельные
фазы, зарегистрированные в последовательном ряде кадров. Материал будет очень
показательным. Некоторые снимки, рассматриваемые как самостоятельные изображения,
получатся очень выразительными с точки зрения воспроизведенного в них движения, не
только дадут верное о нем представление, но и раскроют сущность происходящего. По
одной такой фазе движения можно судить и о движении в целом, словно оно раскрывается
во времени, словно мы схватываем и предшествующее этой фазе положение объекта и
представляем себе, как в дальнейшем развивается движение.

Сайт создан в системе uCoz