Беседы о фотомастерстве

Известно, что свет может падать на объект с различных направлений; из все-
го их многообразия мы выделяем типовые случаи фронтального, бокового и контрового направления. К ним можно доба-
вить освещение объекта световым потоком, направленным резко сверху и резко снизу. Какие из этих направлений выгодны
îÓÚÓ 110
îÓÚÓ 111
для выявления на снимке объемных форм? Сразу можно отказаться от переднего фронтального света: все обращенные к
объективу фотоаппарата стороны фигур и предметов в этом случае получают примерно равные освещенности и будут вос-
производиться на снимке лишь за счет различия собственных тонов и цветов. Эта разница в яркостях не всегда бывает до-
статочной, и объемы, не сформированные светом, теряются в фотографическом воспроизведении, а изображение становится
плоским.
Боковой свет использован на фото 110. Он обусловливает четкое деление на света и тени. Достаточное количество рассе-
янного света обеспечивает хорошую проработку деталей в тенях. В результате таких светотональных сочетаний все объемы
на снимке оказываются хорошо сформированными.
О контурной форме фигур и предметов. Контровой свет на первый взгляд вроде бы и не участвует в отработке объемной
формы, поскольку освещаемый объект в этом случае обращен к фотоаппарату своей неосвещенной стороной, и тени чаще
всего выглядят однотонными. Но ведь любая объемная форма имеет свои границы, и их выявление косвенно помогает изоб-
ражению объемов, уточняя очертания предметов. А уж здесь контровой свет незаменим - он вычерчивает границы освещае-
мого объекта ярким световым контуром.
Посмотрите, как хорошо передана пластическая форма на фото 112 (Н. Поляков "Очень
хорошее настроение"). Контровой свет создал повышенную яркость контуров фигуры, от-
делил ее от близкого по тону фона. А общий рассеянный свет обеспечил хорошую под-
светку теней и наметил объемы в теневой части.
Контурная форма фигур и предметов на снимке воспринимается не только при очерчива-
нии контуров светом. Так же ясно выявляется она при тональном различии фигуры и фона:
светлая фигура отчетливо выступает на темном фоне, контуры темной фигуры отлично чи-
таются на светлом фоне.
На фото 72 мы встречаемся еще с одним способом обрисовки контурной формы фигуры
- она четко обведена тонким теневым контуром. Фон и гипсовая модель имели близкие яр-
кости, и теневой контур становится похожим на рисунок карандашом. Главные условия
для образования теневого контура - мягкое рассеянное освещение модели, которое получа-
ется при направлении основного светового потока точно от фотоаппарата, равные или
близкие яркости фигуры и фона и точный расчет экспозиции.
Верхний и нижний свет. Поток света, направленный на лицо человека сверху, создает
привычный рисунок светотени: выпуклости лица - нос, лоб, щеки - ярко освещаются верх-
ним светом; в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются отчетливые тени.
Так освещает лицо солнце, люстра, висячая лампа, фонарь. Каждый из этих источников
света дает различные яркости светов, различными будут глубина теней и контрасты, иной может стать форма светотени, но
перечисленные признаки верхнего света сохранятся во всех случаях.

Сайт создан в системе uCoz