Беседы о фотомастерстве


Но вот другой пример - фото 63 (Н. Эркоманшвили "Велогонка"). Здесь
ритм нарушен и этот прием использован для передачи движения. Подобно
тому, как нарушение равновесия сообщает снимку особую динамичность,
так и нарушение строгого ритма указывает на то, что в кадре произошло ка-
кое-то смещение: один из объектов съемки передвинулся в пространстве ка-
дра. Именно эта особенность аритмического рисунка и использована на фо-
то 63. В расположении фигур велосипедистов по диагонали был заложен оп-
ределенный ритм. Но вот средний велосипедист нарушает закономерность
чередования элементов, смещается влево, частично перекрывает фигуру лидера. И что же? Нам кажется, что он сделал ры-
вок, догоняет едущего впереди. Удачно, что фигура среднего велосипедиста темнее двух крайних, в кадре возникает тональ-
ный акцент. Центральный гонщик стал главным персонажем эпизода. Чтобы сделать еще более действенным этот акцент,
фотограф смягчил рисунок крайних фигур, сохранив резкость центрального велосипедиста.
Ритмические построения, конечно, не обязательны в снимках, связанных с передачей движения. Можно найти много при-
меров, где главным, а порой и единственным элементом композиции является быстро мчащийся мотоциклист; спортсмен,
совершающий прыжок в высоту; вратарь, спасающий команду от верного гола. Очень часто в поле зрения объектива нет ни-
каких других фигур или предметов, а детали фона уводятся из сферы внимания зрителя путем нерезкости, смазанности при
съемке с проводкой и пр. Таким образом, отсутствуют сопоставления и чередования элементов, нет и ритма линий или то-
нов. И тем не менее верно схваченный характер движения, воспроизведенная характерная его фаза сохранят для зрителя ес-
тественную ритмичность бега спортсмена. По точно отобранному моменту можно составить верное представление и об об-
щем характере движения.
Что касается динамики фотоизображения, то ритмический рисунок кадра - лишь один из способов решения этой пробле-
мы, в конце книги ей посвящена специальная беседа.
Итак, ритм линий, световых пятен и других элементов изобразительной формы отнюдь не главное в произведении фотоис-
кусства. Конечно, они дают возможность получить иногда строгий и стройный, иногда очень нарядный рисунок изображе-
ния. Но цель ритмических построений - выявление характерных особенностей объекта съемки, раскрытие смысла, содержа-
ния картины, живописно-художественная трактовка темы. В таком понимании ритм теряет чисто формальное значение и
прочно связывается с развитием сюжета, с движением, происходящим в кадре, и пр. Вместе с другими творческими приема-
ми ритм придает художественной картине глубокую правдивость, поэтичность, образность.
В ряде случаев тему прекрасно разрабатывают простейшие ритмы, очевидные повторы и чередования композиционных
элементов. Но все разнообразие ритмических построений только такими простейшими ритмами не исчерпывается. В более
широком понимании ритмические построения - это и сопоставления групп в картине, соответствия и контрасты, сюжетные
связи и противопоставления.

Сайт создан в системе uCoz