Беседы о фотомастерстве

Сейчас перед нами именно такой пример - фото 36 (М. Ананьин "Ут-
ро в сосновом бору".
Действительно, в этом кадре нет специального акцента, все части картины
как бы равнозначны. И, несмотря на это, изображение стройно, его линей-
ный рисунок гармоничен. Фотограф ведь нашел для съемки именно эту
часть леса и дал возможность зрителю бросить взгляд именно на этот пей-
заж, полюбоваться им. Точка съемки и границы кадра выбраны так, что в
поле зрения объектива теперь только этот материал, именно он нужен автору
снимка для лирического фотоповествования о тихом утре в сосновом бору.
Что касается геометрии кадра, то она основана на ритме вертикальных ли-
ний стройных стволов сосен. Линейный рисунок приведен в определенную
систему. Лаконичности композиции способствует также дымка в глубине,
скрывающая детали и по-
дробности фона. Так возни-
кает поэтическая картина
природы.
Существуют и другие принципы организации материала и композиционного ре-
шения кадра. Их много, и они будут последовательно разрабатываться на протяже-
нии всей книги.
Итак, сделаем некоторые выводы: сначала тема, содержание, мысль, выбор мате-
риала, потом уже его изобразительное оформление, создание законченного фото-
изображения с помощью изобразительных и технических средств фотографии.
Можно свести в своеобразную систему те приемы, которые помогают расставить
необходимые ударения в снимке. Отчетливому изображению главного объекта бу-
дут способствовать:
• укрупнение, изображение сюжетного центра в крупном масштабе: в этом
случае съемка ведется с близкого расстояния, а рамка кадра очерчивает относи-
тельно небольшое пространство (см. фото 6, 25);
• размещение главного объекта изображения на переднем плане. Этот прием
отличается от названного выше. Рамка кадра здесь может охватывать и достаточно широкие пространства, снимок может
îÓÚÓ 34
îÓÚÓ 36
îÓÚÓ 35
îÓÚÓ 37
представлять собой общий план, и только главный объект нахо-
дится на близком расстоянии от точки съемки, а потому изобра-
жается в кадре крупно на фоне широких просторов пейзажа, об-
щего вида интерьера. Композиция в этом случае становится мно-
гоплановой (см. фото 7а, 10, 10а, 27);
• тональное различие объекта и фона. Контраст тонов помога-
ет выявлению главного объекта изображения: светлый объект
отчетливо рисуется на темном фоне, так же как и темный на
светлом (см. фото 4, 10а, 11, 13, 15);
• световой акцент, при котором самые высокие яркости образу-
ются на главном элементе композиции (см. фото 25-28);
• наводка на резкость по главному объекту изображения и поте-
ря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению
элементах композиции (см. фото 10а, 26,28);
• направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к
центру композиции (фото 37, Е. Шматриков "Интерьер"). Центр этого снимка хорошо подчеркнут линейным рисунком кадра и
дополнительно световым пятном в глубине; здесь, например, могла бы разместиться центральная группа какой-нибудь многофи-
гурной композиции либо главное действующее лицо сюжетного снимка;
• размещение главного объекта изображения в центре картинной плоскости или близко к нему (фото 38, Е.

Сайт создан в системе uCoz