Беседы о фотомастерстве

Известно ведь, что рыхлая композиция, неумелое
размещение в кадре ее элементов, вялая тональность могут полностью испортить снимок, и важная тема останется
нераскрытой, не будет донесена до зрителя, не привлечет его внимания.
А теперь рассмотрим пример - фото 166 (В.
Дворецкий "Мотокросс"). Этот спортивный
снимок удачен по изобразительному
решению. Мы видим динамичный момент
соревнований, наполненный действием,
движением. Композиция снимка отчетливо
выявляет главное. Смысловой центр кадра
становится его изобразительным центром.
Хорошо передана обстановка действия,
состояние зрителей, следящих за кроссом.
Основой изобразительного решения снимка
становится здесь выбор участка трассы и
момента соревнования, и выбор этот сделан
удачно. Трасса, по которой проходят участники кросса, обычно связывается с весьма сложным рельефом местности,
со спусками и крутыми подъемами, с бродами на небольших речках, с естественными трамплинами. Репортер
найдет здесь множество интересных точек съемки. И на одной из таких точек оказался автор фото 166. Выбранная
позиция интересна тем, что показывает крутой поворот, который проходит большая группа мотоциклистов. Какое
разное у них состояние, как интересно рассматривать этот кадр! Лучше всего положение у центрального
мотоциклиста: он хорошо прошел поворот, наклонил машину на вираже, не потерял скорости и стал лидером
группы. Фигура его самая динамичная из всех. Этому способствует наклон машины, разворот в профиль по
отношению к объективу фотоаппарата, большое свободное пространство, оставленное в кадре по направлению
движения. Посмотрите на выражение лица мотоциклиста, взглядом оценивающего трудности следующего участка
трассы.
Менее динамична фигура левого мотоциклиста. Известно, что линейные очертания фигуры, обращенной к
фотоаппарату в фас, хуже передают движение. А этот мотоциклист и на самом деле потерял на повороте скорость,
не сумел пройти его с ходу и помогает машине развернуться, спустив ногу на землю.
У номера пятнадцатого (в центре кадра) заглох мотор. Еще секунда, и его обойдет большая группа мотоциклистов.
Момент борьбы на дистанции передан очень выразительно.
Какие же изобразительные средства использованы при съемке? Прежде всего, найдена удачная точка, обеспечившая
многоплановость изображения: ключом к композиции снимка является группа переднего плана (два первых
мотоциклиста), дальше образуется отчетливый второй план с номером пятнадцатым как центральной фигурой этой
группы, еще правее - группа мотоциклистов третьего плана, в глубине кадра - толпа зрителей, и, наконец, фон -
стена леса. Встань фотограф не слева, а справа от трассы - многоплановой композиции не получилось бы,
изображение стало бы плоским, состоящим только из одной группы мотоциклистов и толпы зрителей за ней.
В репортаже выбор направления съемки - это одновременно и выбор направления основного светового потока. В
нашем примере как нельзя более удачным оказался контровой свет. Он хорошо очерчивает контурную форму фигур,
которые в этих условиях освещения обращены к фотоаппарату теневой стороной и контрастно рисуются на фоне
ярко освещенной пылевой дымки.

Сайт создан в системе uCoz