Беседы о фотомастерстве


Фото 1, по существу, не имеет активного композиционного начала: фотоаппарат направлен на объект съемки, а объектив,
естественно, спроецировал на пленку изображение всего, что попало в поле его зрения. Так сработала фотографическая
техника.
Но техника нуждается в управлении, только тогда мы вправе ожидать появления снимка изобразительно законченного.
Пока же, как видите, творческий подход к работе отсутствует. Фотограф все передоверил фотоаппарату, а сам оказался как
бы в стороне, не высказывая своего отношения к снимаемому материалу и не влияя на характер получаемого изображения.
Его ошибка - следствие неопытности, слабого владения мастерством; пока он выступает всего лишь как протоколист, бесст-
растно фиксирующий любой материал. Сейчас ему нужна практика в выборе изобразительного решения темы. Подлинно
художественное творчество придет много позже.
Еще одна ошибка: белизна, свойственная зиме, исчезла в обилии темных тонов деревьев и теней на снегу. Да к тому же
снимок напечатан контрастно и с некоторой передержкой. Вот причины, по которым на изображении теряются яркие при-
меты зимнего пейзажа.
Отсутствует продуманное композиционное решение, освещение невыразительно тональный строй неточен. Возможности
изобразительных средств фотографии остались неиспользованными, и результат работы фотографа - технически удовлетво-
рительный но художественно слабый снимок.
Иначе работал автор снимка “Первый снег" (см. фото 4). Чтобы сложился законченный композиционный рисунок, он тща-
тельно отобрал материал, нашел такие детали которые не только правдиво, но и поэтично раскрыли содержание. Фотограф
вдумчиво оценил пластическую форму каждого элемента композиции, его значение для будущего рисунка изображения. И
вот в кадре на первом плане оказывается характерная деталь - молодые сосны, поникшие, засыпанные снегом, словно при-
унывшие от встречи с зимой - долгой, холодной... Точный отбор материала и верно найденный смысловой центр во многом
определили успех дела.
Не менее важна здесь и стройность рисунка изображения: укрупненный передний план и высокие контрасты тонов спо-
собствуют созданию акцента на главном, многоплановое построение передает глубину пространства, белые тона верно и
живописно воспроизводят краски зимнего пейзажа. Свободное владение композиционными приемами. Четко сформулиро-
ванная мысль.
О творческих приемах. Изобразительные приемы требуют глубокого и всестороннего изучения, и в центре внимания фо-
тографа на какое-то время оказываются светотень, графика линий, ракурс, перспектива.
Поэтому вполне возможно, что в этот период у фотолюбителя нет-нет да и появятся снимки, подобные фото 7. Как внача-
ле фотографа радовали кадры с хорошей оптической резкостью и точные по экспозиции, так сейчас он с удивлением оста-
навливается перед своеобразием тонального рисунка, основанного на высоких контрастах, и любуется необычностью гра-
фики линий. Но, увлеченный внешним приемом построения изображения, автор не заметил, что броский рисунок словно
разорвал оболочку реального пейзажа и картина природы на снимке превратилась в схему.

Сайт создан в системе uCoz