Беседы о фотомастерстве


Похожие снимки рождаются именно там, где фотограф забывает о смысле и содержании творчества.
О неравноценности частей картины. Композиционное равновесие не означает, конечно, что в противоположных частях снимка
всегда помещается равное количество компонентов, что уравновешивающие друг друга фигуры и предметы должны занимать рав-
ные (или примерно равные) площади или располагаться на картинной плоскости строго симметрично. Это - лишь частные случаи
достижения равновесия. Проблема может быть решена многими другими способами и приемами.
Мы уже видели, что весомым становится даже свободное пространство, что композиция может быть завершена световым бли-
ком. Ибо значимость композиционных элементов, их удельный вес в картине связаны не только с характером пространственных
форм, видимых в кадре и заполняющих картинную плоскость, но главным образом с их смысловым значением. Сюжетно важные
элементы, в первую очередь привлекающие и задерживающие внимание зрителя, легко уравновешивают более громоздкие, но ме-
нее значимые компоненты картины. Фото 27 имеет строго уравновешенную композицию. А вместе с тем составные части этой кар-
тины далеко не равноценны по тональным массам. Громоздкий передний план уравновешивается изображением человека, хотя
энергия пятна в правом нижнем углу кадра намного больше, чем композиционная весомость фигуры человека в глубине, к тому же
еще и нерезкой. Присутствие человека здесь имеет важное смысловое значение, и сопоставление элементов композиции по сюжет-
ной нагрузке оказывается более значимым, чем их соотношение по формам и масштабам.
Неравнозначны тональные массы, уравновешивающие одна другую, и на фото 26. Мысленно разверните фигуры идущих по сту-
пенькам женщины и девочки и направьте их движение влево, к границе кадра. Немедленно создается перегрузка левой части сним-
ка, и равновесие утрачивается. А в основном варианте композиции равновесие устанавливается в связи с тем, что свободное прост-
ранство словно заполняется направлением движения и последующим его развитием.
А вот на фото 30 два тональных пятна, сопоставляемых в кадре, имеют почти равные размеры и отнесены вправо и влево от цен-
тра. Казалось бы, должно было возникнуть идеальное равновесие, и оно, по существу, есть на снимке, но... эта тщательная выстро-
енность кадра еще не обеспечивает завершенности изобразительной формы снимка. Просчет фотографа в том, что тональные пят-
на, несущие совершенно разную смысловую нагрузку, изобразительно получились равноценными. Что ж, формальное равновесие
достигнуто, но разве суть в нем самом?
Та же равнозначность главного и второстепенного на фото 31 дает внешнее, формальное равновесие. Но ведь при этом наруша-
ется смысловое соотношение композиционных элементов. Не могут быть равнозначными по активности рисунка фигуры и предме-
ты, несущие в картине различную смысловую нагрузку.
Равновесие по вертикали. До сих пор мы разбирали соотношение правой и левой частей картины и говорили о равновесии в
горизонтальном направлении, устанавливаемом в процессе компоновки снимка.

Сайт создан в системе uCoz