Беседы о фотомастерстве


Рассмотрим случаи, в которых фотограф отказывается от резкого изображения всей
глубины кадра, определим причины такого решения снимка и оценим полученный результат.
Плоскость наводки на резкость совмещена с передним планом. Такое решение
проблемы резкости фотоизображения является достаточно распространенным. В этом ключе
решается очень большое количество снимков. Сопоставление резкого переднего плана с
нерезкой глубиной используется там, где этим приемом фотограф стремится подчеркнуть
пространственность изображения. Например, на фото 122 расстояние, отделяющее передний
план от дальнего, кажется особо ощутимым именно вследствие полной резкости ближних к
объективу элементов композиции (березы) и потери резкости в глубине.
В ряде случаев оптически нерезкий рисунок изображения отдаленных предметов
усиливается еще и эффектом воздушной дымки, и тогда нерезкость глубины кадра
увеличивается, а вместе с ней больше ощущается и пространственность фотоизображения.
Совпадение двух этих моментов - оптической нерезкости и смягчения контуров фигур и
предметов плотным слоем воздуха - дает особенно хороший результат.
Известно, что размещение главного объекта изображения на переднем плане и его
полная оптическая резкость - верный способ создания акцента и привлечения внимания
зрителей к существенно важному элементу композиции. Резкость и масштабное укрупнение
переднего плана делают его особо значимым в снимке. Мы уже говорили о том, что
неудача автора фото 30 объясняется тем, что акцент с главного элемента композиции
сместился на второстепенный.
Может показаться, что по композиционному
приему и ориентировке глубины резко
изображаемого пространства фото 129 (Б.
Михайлов "Весна") повторяет неточности фото
30. Та же двухплановая композиция: лицо
человека находится в глубине кадра, в
нерезкости, а резкая деталь переднего плана
является ключом к общему композиционному
рисунку кадра. И, тем не менее, результат
здесь иной. Сравнивая два этих снимка, мы
выскажемся в пользу фото 129, так как дать
опенку композиционному решению мы можем,
только соотнеся его с содержанием снимка, а
также и по тому, насколько активно
композиционный прием раскрывает тему, авторскую мысль.
Фото 129
Тема "Весна" получила на фото 129 достаточно выразительное решение. На переднем
плане и в полной оптической резкости дана характерная примета весны - ветка дерева с
первыми раскрывающимися почками. Расцвет природы и юность человека... Такое
сопоставление безусловно уместно в данном случае, композиционные элементы здесь
сопоставляются не только по внешнему рисунку, но и по смыслу, они одинаково важны и
составляют единый сюжет.
Итак, резкий передний план здесь правомерен. А нерезкость лица в глубине кадра?
Ведь лицо человека, как правило, сюжетный центр большинства фотографических снимков.
Можно ли сделать его нерезким? Этот пример показывает, что есть случаи, когда мы
соглашаемся с такой нерезкостью и воспринимаем ее как закономерность. Ведь это не
портретный снимок, а этюд весны.

Сайт создан в системе uCoz