Беседы о фотомастерстве


Световой эффект, ракурс, тональность снимка по-прежнему служат
средствами формирования авторской мысли, средствами передачи
впечатлений и пр., но не являются некой самоцелью. Примером
такого этюдного решения темы при съемке архитектуры может
служить фото 163 (В. Рунов "Московский государственный
университет"). Снимок очень эффектен: на темном фоне выступает
сверкающее огнями здание университета, огни отражаются в воде, и
все изображение расцвечено живописными бликами. Именно таким
представится университет зрителю, любующемуся этим
величественным сооружением современности при вечернем или
ночном освещении.
Конечно, здесь не очень хорошо видны подробности архитектурной
отделки здания. Но они и не нужны. Художник-живописец, стремясь
к обобщению, к выявлению сущности изображаемого, к красоте, как
правило, исключает из своей картины ненужные подробности.
Сумел исключить их и фотограф, работающий в иной технике, но
также решающий художественные задачи.
Технические условия съемки фото 163: фотоаппарат "Зоркий-2С",
объектив "Юпитер-12" с фокусным расстоянием 35 мм. Пленка А-2
светочувствительностью 180 ед. ГОСТ. Экспозиция: диафрагма 11. выдержка 5 с. Время съемки 22 ч. Негатив
обработан в проявителе Д-76. время проявления 10 мин при температуре 20 С.
Съемка интерьера является разновидностью архитектурной съемки, и перед фотографом здесь ставятся те же задачи,
что и при съемке экстерьера архитектурных сооружений. Может встретиться задача документальной съемки
интерьера и, следовательно, его возможно более точного воспроизведения на фотоснимке. В таком кадре должны
быть бережно сохранены и тщательно переданы все архитектурные особенности интерьера, объемные формы и
контуры его отделочных деталей, фактуры материалов, цвета покрасок и т.п.
И снова поставленные задачи определяют характер изобразительного решения такого снимка. Вряд ли в этих
случаях возможно применение острого ракурса, фрагментарное построение кадра, решение снимка в низкой, темной
тональности, использование особо эффектного светового рисунка и пр. Скорее, нужны нормальная по высоте точка
съемки, достаточно широкий общий план, раскрывающий перспективу интерьера, нормальное дневное освещение.
Но и для интерьера может существовать этюдное решение темы, ставящее своей
целью выразительную передачу общего характера интерьера и создание своеобразной
художественной картины. В этом случае протокольно точное воспроизведение каждой
детали становится вовсе не обязательным. Теперь перед фотографом - задача создания
живописного изображения, и он свободно использует при съемке самые
разнообразные средства и приемы - от центральной удаленной точки до острого
ракурса и от общего рассеянного освещения до эффектного контрового света.
Как и всегда, построение кадра при фотографировании интерьера начинается с выбора
точки съемки; ее место будет подсказано характером интерьера и его
пространственных форм, а также изобразительными замыслами фотографа. Так, для
съемки фото 164,а автор выбирает центральную точку, что правильно: с этой точки
зрения мы видим всю анфиладу комнат, очень характерную для данного
архитектурного стиля.

Сайт создан в системе uCoz