Беседы о фотомастерстве


Но даже и самый чистый воздух тоже изменяет цвета отдаленных предметов. Ведь светорассеяние происходит и в
чистом воздухе при встрече световых лучей с его молекулами. Молекулы являются препятствием только для
коротковолновых лучей— фиолетовых, синих, голубых— и рассеивают лишь их. Поэтому в очень чистом воздухе
дымка приобретает голубоватый цвет, который и считается собственным цветом воздуха. Молекулярная дымка
наблюдается редко, она может встретиться высоко в горах, где воздух чист и прозрачен. Тогда цвета отдаленных
предметов приобретают холодноватый голубой оттенок, а в очень большом отдалении сливаются с синевой воздуха.
Освещение при цветных фотосъемках. Как и всякое новое изобразительное средство, цвет поначалу очаровал и
увлек фотографов настолько, что в жертву возможно более точному воспроизведению цвета стали приносить многие
другие творческие приемы, дававшие прекрасный эффект в черно-белой фотографии. Например, при цветной съемке
в те времена наиболее пригодным считался свет, равномерно заливающий весь объект съемки со стороны
фотоаппарата, то есть как раз тот самый фронтальный плоский свет, против которого мы так восстаем в черно-белой
фотографии. Часто его отстаивали как вообще единственно возможное освещение. В руководствах можно было
прочесть, что при цветной съемке необходимо хорошее равномерное освещение всех частей объекта.
Фотографируемый объект и фотоаппарат должны быть расположены так, чтобы объект был освещен спереди.
Наличие резких контрастов и теней нежелательно.
Объяснялось это следующим образом: цвет правильно воспроизводится на снимке только в том случае, если на
объекте съемки имеется достаточный уровень освещенности. Все участки объекта должны быть освещены так,
чтобы соответствующие им плотности негатива укладывались на прямолинейном участке характеристической
кривой пленки. Если объект освещен неравномерно, если образуется светотень, то в теневых участках, естественно,
уровень освещенности снижается, плотности негатива смещаются к области недодержек, и здесь цвета меняются,
цветопередача становится неправильной.
Таким образом, точное воспроизведение цвета как такового становилось самоцелью в работе фотографа. При этом
совершенно упускалось из виду, что светотень существует в действительности, что в природе цвета меняются в
зависимости от освещения. На закате, когда солнце посылает на землю свои последние, багровые лучи, все вокруг
пламенеет, сумерки несут с собой синеву; с наступлением темноты цвета вообще перестают различаться глазом,
воспринимаются как ахроматические тона.
Осветите синюю поверхность дневным светом, в котором имеется достаточное количество синих лучей. Они
отразятся от освещаемой поверхности, дадут возможность увидеть ее именно синей, выявят истинный цвет.
Осветите теперь эту же поверхность электрической лампой накаливания, в излучении которой преобладают желто-
красные лучи. И вы увидите, что желто-красный цвет лампы накаливания почти полностью поглотится синей
поверхностью, ведь она может отразить только синие лучи, отчего и приобретает синий цвет.

Сайт создан в системе uCoz