Беседы о фотомастерстве

Как это отражается на передаче объемов? Ясно видно, что на таком
снимке дома в глубине кадра и детали моста на переднем плане выглядят плоскими.
Боковая точка съемки и объемность предметов. Преимущества боковой точки съемки в этом отношении становятся совер-
шенно очевидными из сравнения фото 43 в и 43 и. Несомненно, объемные формы на фото 43 и выражены значительно пол-
нее за счет наметившихся перспективных сходов линий, ограничивающих объемы, а также за счет того, что на снимке видна
не одна сторона многих архитектурных деталей, а две (прямоугольные части мостовых опор, колонны в глубине, архитек-
турная отделка высотного здания и пр.).
Оправдывает себя боковая точка при съемке интерьера, примером тому
фото 110 (В. Мищенко "Интерьер"): все детали интерьера - округлые,
прямоугольные, многогранные - очерчены на снимке выпукло, объемно.
Линейный рисунок, создающий достаточно объемное изображение, под-
держан еще и удачным световым решением снимка.
Верхние точки съемки. На фото 111 (Е. Ильин "Натюрморт") исполь-
зована верхняя точка съемки. Сверху
видны линии, ограничивающие объемы
предметов. Они дают весьма ясные очер-
тания верхних граней кувшина и бокала,
и этим уточняется рисунок объемных
форм. Представьте себе, что этот натюр-
морт снимается с нормальной по высоте
точки. Снимок даст меньшее представле-
ние о формах изображенных предметов, потому что овальные линии, образованные пер-
спективным рисунком кувшина и стакана, станут прямыми.
Освещение объемных форм. Изображение объемных форм на фотографическом снимке
тесно связано с освещением, правильный выбор или специальная установка которого спо-
собствует объемности изображения.
Как добивается передачи объемов художник-живописец? Как, например, он изображает
на полотне картины шар? Можно нанести на картинную плоскость его границы, контур. Но
тогда получится не шар, а только окружность, ограничивающая плоскую фигуру - круг. Для
выявления объемной формы шара художник использует тона, их определенную раскладку,
сочетания и градацию. Он станет отрабатывать объемную форму, сгущая с одной стороны
тени, оставляя другую сторону светлой. Увеличение числа тонов, участвующих в построении фигуры, и появление проме-
жуточных тонов в конце концов приводят к передаче объема шара на плоскости картины. Объемность рисунка становится
тем убедительнее, чем больше тонов используется, чем тоньше градация этих тонов.
По существу, точно так же отрабатывает объемную форму и фотограф. Правда, он не наносит тона непосредственно на
плоскость снимка, но он способствует их образованию, применяя соответствующее освещение объекта. Цели и задачи те
же, но техника и методика работы иные. Уже не на плоскости картины, а в предметном пространстве, на реально существу-
ющей фигуре фотограф устанавливает свет, находит рисунок светотени, ее контрасты, характер светотональных переходов и
таким образом добивается градации тонов, которая будет зафиксирована на снимке.
Направление основного светового потока.

Сайт создан в системе uCoz