Беседы о фотомастерстве

А во многих работах этого жанра мы видим действующий источник
света - настольную лампу, свечу, карманный фонарь и пр. Реальный эффект
освещения, таким образом, становится основой светового решения снимка, и
действие все осветительных приборов координируется с видимым в кадре
источником света, приводится в соответствие с закономерностями реальных
условий освещения.
Примером точной согласованности действия осветительных приборов может
служить фото 151 (Е. Ильин "Натюрморт с керосиновой лампой"). Когда
смотришь на снимок, то кажется, что в кадре горит только керосиновая лампа и
ее свет дает всю раскладку светотени. Но это не так. При съемке натюрморта
действовало пять осветительных приборов и каждый решал свою задачу.
Основной прибор подвешен над лампой на специальном кронштейне, его луч
направлен вертикально вниз. Он образовал световое пятно вокруг лампы. По
центру луча точно над керосиновой лампой установлен небольшой картонный
круг-маска, дающий теневое пятно вблизи источника света. Два прибора
контрового света, согласованные по направлению и силе света, как бы продолжают действие один другого. Первый -
очерчивает легким контуром форму керосиновой лампы, второй - отбрасывает тень от тарелки, стоящей на первом
плане. Еще два прибора осуществляют подсветку теней: один - направлен от фотоаппарата на передний план, второй
- установлен слева и освещает глубину кадра.
Почему здесь нельзя было обойтись одним прибором контрового света и одним заполняющего света? Такая схема
осложнила бы регулировку яркостей и достижение баланса бликов, светов и теней в кадре. Действительно, сила
источника контрового света, достаточная для очерчивания контура лампы, оказалась бы недостаточной для
переднего плана, и наоборот, отрегулированная для переднего плана, она оказалась бы избыточной для контуров
лампы. То же произошло бы и со светом, заполняющим тени: при одном источнике оказались бы либо
пересвеченными тени переднего плана, либо совершенно непроработанными тени в глубине кадра.
К единому действию сведены и световые потоки приборов при съемке фото 149 и 150. Интересно, что оба
фотографа воспользовались совершенно однотипным характером освещения предметов, составляющих натюрморт.
В обоих случаях осветительные приборы направлены не на сам натюрморт, а на отражатели (экраны, оклеенные
белой матовой бумагой), которые установлены спереди и с боковых направлений (в первом случае - два, во втором -
три прибора и отражателя). Таким образом, предметы освещены лишь отраженным рассеянным светом. Общая
тональность снимка решается здесь цветом фона, закрывающего собой всю картинную плоскость. В одном случае
фон - бархатно-черный, в другом - чисто-белый.
Натюрморт строится обычно как крупный план: на снимках предметы выглядят приближенными, укрупненными. В
этих случаях они видны особенно отчетливо, со всеми присущими им особенностями - блеском глянцевых
поверхностей или мягкой шероховатостью поверхностей матовых. Перед фотографом возникает задача
убедительной передачи объемно-пластических форм, фактур, цветов предметов.

Сайт создан в системе uCoz