Беседы о фотомастерстве


Центральное положение главного предмета. Для начала поместим главный предмет в цент-
ральной части картинной плоскости (фото 41 б). Известно, что если нет никаких специальных
акцентов, глаз зрителя обращается именно к центру кадра. С этой стороны центральное поло-
жение фигурки как будто бы и выгодно: она становится приметной, главенствующей в кадре.
Одновременно композиция приобретает подчеркнутую строгость, устойчивость. Это плюсы
центральной композиции, но есть здесь и минусы.
Центральное положение основного предмета затрудняет введение в кадр дополнительных
деталей, им словно не остается места на картинной плоскости. Представьте себе, что мы по-
местили что-то справа от нашей фигурки. Можно предвидеть, что
правая часть кадра окажется перегруженной по сравнению с левой,
пустой. Попробуем поместить второй предмет слева. Возникает та же неуравновешенность композиции,
та же пустота теперь в правой часта кадра. Может быть, поместить дополнительные предметы и справа
и слева от центральной фигурки? Но тогда образуется симметричный рисунок кадра и упрощенное, при-
митивное линейное построение. В других случаях съемки такая композиция и симметрия линейного ри-
сунка могут дать очень интересный эффект, но для решения этого натюрморта симметрия явно не подхо-
дит.
Принцип равновесия. Попробуем использовать вертикальный формат кадра и поищем другое место
для фигурки. Сместим ее в правую часть вертикального кадра (фото 41 в). Тотчас же меняется весь ком-
позиционный рисунок: правая часть кадра воспринимается как тяжелая, заполненная; левая, пустая - уже
не в состоянии удержать равновесие. Глаз не терпит этой пустоты, возникает настоятельная необходи-
мость заполнения левой части кадра. С введением дополнительного предмета пространство кадра стано-
îÓÚÓ 41a
îÓÚÓ 41·
îÓÚÓ 41‚
вится заполненным равномерно, образуется так называемая уравновешенная композиция.
Говорят, что тяготение к уравновешенным композициям родилось в
изобразительном искусстве от общего стремления человека к устойчи-
вости, равновесию. Возможно. Во всяком случае, огромное количество
фотоснимков представляет собой именно уравновешенные композиции.
Такой линейный рисунок кадра, разумеется, не является единственно
возможным. Но о других композиционных формах речь пойдет ниже.
Итак, введем последовательно в кадр элементы, разрабатывающие
композицию натюрморта. И пусть это будут не случайные предметы, а
такие, которые сложатся в маленький сюжет. Поставим на пути фигур-
ки грибок - цель, к которой направлено движение, затем разработаем
мотив фона (фото 41 г). Поместим на переднем плане ствол дерева, за-
мыкающий композицию слева (фото 41 д). Подойдем с аппаратом не-
много ближе к объекту съемки, чтобы убрать свободные пространства
у границ кадра. Уточним направление основного светового потока. До
сих пор натюрморт освещался боковым светом, но более живописную
светотень дает задне-боковое направление светового луча.

Сайт создан в системе uCoz