Беседы о фотомастерстве


Кудояров "Знатный чабан") или фото 154 (Э. Соколов "Женский портрет")? В чем принципиальное отличие первого
портрета от этих двух? Чтобы ответить на эти вопросы, следует определить содержание художественного
портретного снимка.
Одна из центральных задач портретиста - достижение полного сходства изображения с обликом портретируемого
человека. Но вот что удивительно: фотографическая техника, которая, казалось бы, обеспечивает получение точного
слепка с оригинала, в портрете, как ни в каком другом жанре, очень часто подводит фотографа и заодно -
снимаемого человека утратой необходимого сходства, а порой делает человека просто неузнаваемым на снимке.
Этому есть объяснение.
Одна из частых неудач - фиксация случайного и нехарактерного
выражения лица, проходной фазы движения лицевых мышц. Но более
существенно здесь другое. Практика портретной фотографии давно
убедила нас в том, что даже правильно переданная пластика объемных
форм лица и запечатленная характерная фаза движения тоже еще не
обеспечиваю! выразительности портрета. Чисто внешняя характеристика
человека - это еще только полдела. Истинное сходство, при котором мы не
только узнаем человека, но и постигаем его неповторимую
индивидуальность, дает выражение на снимке его внутренней сущности,
характера. От художественного портрета мы требуем психологической,
социальной, общественной характеристики человека, которые находят
свое выражение через его внешний облик, через его деятельность.
Портретист только в том случае может правдиво и выразительно
изобразить человека на снимке, если он правильно понял сущность его
характера и сумел подметить его типические черты. Тогда портрет будет
не просто изображением внешности, а предстанет перед нами как образ
человека. И думается, что портретисту мало просто встретиться на съемке
с тем человеком, чей художественный портрет-образ он собирается
создать. Необходимо более близкое с ним знакомство, чтобы узнать о его
профессии, интересах, вкусах, подметить характерные для него выражение лица, позы, жесты, манеру разговаривать,
двигаться и пр. Так подходят к своей работе художники-живописцы, и так же должен понимать ее фотограф-
художник, если цель его - создание художественного портрета.
Конечно, такие требования выдерживает далеко не каждый портретный
снимок, да и не к каждому фотопортрету они предъявляются. Речь идет о
законченном и высоком произведении искусства фотографии, а не о
повседневной продукции и не о рядовых снимках портретного жанра.
Жанр портрета в современном фотоискусстве. Итак, задача современного
фотопортрета - углубленный показ человека, современника со всеми
особенностями его характера, внутреннего мира, деятельности. Но в сколь
разнообразных формах сегодня решаются эти задачи! Как разработана и
изменилась стилистика портрета! Сколько появилось новых его подвидов!
Возникший на заре фотографии, близкий к живописному станковый
фотопортрет (сегодня его называют то павильонным, то поставленным, то
студийным) широко распространен и сейчас.

Сайт создан в системе uCoz