Беседы о фотомастерстве

Фотограф нашел такую точку съемки, что
на первом плане оказались самые контрастные тональные сочетания, а в глубине кадра контрасты смягчились. Подобное со-
поставление тонов выявляет пространственную протяженность объекта съемки, делает изображение многоплановым.
Сочетание направленного и рассеянного света. Чаще всего на натуре съемка ведется в таких условиях освещения, когда
направленный солнечный свет сочетается с рассеянным светом неба. От направления солнечных лучей зависит форма свето-
тени и ее раскладка: от количества рассеянного света зависят контрасты светотени.
îÓÚÓ 72
Необходимо обратить внимание на различный спектральный состав
прямого солнечного света и рассеянного света неба. Их разноцветность
следует учитывать при работе со светофильтрами. Известно, что цвет
рассеянного света неба - голубой, привычен для нас и белый дневной
свет.
Голубой цвет рассеянного света заметно обнаруживает себя в теневых
участках, особенно если эти участки нейтральны по цвету. В первую же
прогулку на лыжах присмотритесь к теням на снегу: они имеют хорошо
выраженный голубоватый цвет. Особенно это заметно весной, когда си-
нева неба становится удивительно яркой. Теневые участки освещены
только рассеянным светом неба, а он - синий или голубой, в зависимос-
ти от состояния атмосферы. Отсюда - и голубизна теней.
Теперь о влиянии светофильтров на светотеневой рисунок снимка.
Желтые светофильтры, как известно, задерживают значительную часть
сине-фиолетовых лучей и потому широко используются для снижения
на снимке яркости неба и для получения более выразительного и четко-
го рисунка облаков. Но следует
помнить, что одновременно светофильтр задерживает и голубые лучи подсветки теней.
Таким образом, тени станут более темными, а общий контраст изображения повысит-
ся. Это особенно заметно при съемке зимнего пейзажа с четко выраженными тенями
на снегу.
Теми же причинами объясняется общее потемнение снежной поверхности в кадре,
сделанном с оранжевым или красным светофильтром. Снежная поверхность имеет до-
статочно крупнозернистую структуру, и в мельчайших углублениях образуются мик-
ротени, тоже голубоватые, голубые или синие. Светофильтр задерживает эти синие или
голубые лучи, тени на снимке темнеют, и снег теряет присущую ему белизну. В ряде
случаев он становится похожим на песок.
Изменение характера натурного освещения с течением времени дня. Известно, что с
течением времени дня меняется положение солнца по отношению к снимаемому объ-
екту, а следовательно, и рисунок светотени. Изменяются направление падения теней,
их формы, контрасты, соотношения тонов в кадре, общая тональность изображения. И
если относиться к световому и тональному рисунку как к средствам художественно-
живописного решения снимка, то намечаются пути исследования возможностей осве-
щения - изучение рисунка и тональности кадров, полученных в разное время дня.
Все съемочное время суток можно разделить на несколько периодов, каждый из ко-
торых имеет свои световые особенности и дает возможность получить своеобразный
колорит снимка.

Сайт создан в системе uCoz