Беседы о фотомастерстве

Но ненадолго. И только для того чтобы в
конце учебного цикла работ снова синтезировать эти элементы, объединить их в отличных фотоснимках, отмеченных сме-
лым новаторским поиском, дающих зрителю художественное познание жизни и истинное эстетическое наслаждение.
îÓÚÓ 7a
îÓÚÓ 7
БЕСЕДА ВТОРАЯ
Искусство фотографии и его изобразительные средства
Документальная сущность фотографии. Рассмотрим внимательно фото 8, которое можно поставить в ряд снимков, приведенных
в начале книги. Как и в тех работах, в этом кадре есть свои достоинства: хорошая оптическая резкость, точная экспозиция, вполне
удовлетворительная техника печати. Подобные снимки мы встречаем десятками в практике начинающих фотолюбителей, поскольку
получить их при современном уровне фототехники не так уж сложно. Но такой способ воспроизведения объекта не дает поэтичной
картины природы. Что здесь не так? Что мешает снимку стать подобной картиной?
Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Был именно этот
тихий уголок парка, белел, похрустывал под ногами снег, морозный
воздух обжигал лицо... Хорошо! А на снимке все выглядит как-то
неинтересно, скучно. И уголок парка - тот и не тот. И снег хотя и виден
в кадре, но мало похож на белый пушистый ковер, каким казался в
действительности. Внешняя схожесть есть, рисунок сохранился, а
впечатления не осталось. Исчезло состояние природы, не передано
настроение человека, залюбовавшегося красотой зимнего пейзажа. В
чем дело? Мы коснулись сложных вопросов - отношения
фотоискусства к действительности, образного воспроизведения
действительности средствами фотографии.
С чего начинается, например, пейзажная съемка? С выбора
материала, сюжета, мотива. Пейзажный мотив выбирает и художник,
когда работает на пленэре. Но у фотографа - особые условия: для того
чтобы получилось фотоизображение, деревья, облака, берег реки и пр. в
момент съемки должны находиться в поле зрения объектива, да еще
именно в тех соотношениях по масштабу и перспективе, в которых
позже они окажутся на снимке. Это примечательное обстоятельство во
многом определяет специфику фотоискусства, документального по
самой своей природе. Зритель знает: то, что изображено на снимке,
обязательно существовало в действительности. Раз снято, значит было!
Фотография говорит с нами языком фактов.
Документальность и художественность снимка. Возникает вопрос:
не означает ли изложенное выше, что фотографическое изображение
есть простая копия натуры, что фотограф лишь фиксирует увиденное и
фотография, следовательно, всегда натуралистична? На этот вопрос можно услышать разные ответы. Тот, кто в своих суждениях
будет опираться на элементарные снимки, бесстрастно фиксирующие все, что в момент съемки находится в поле зрения объектива,
на "фотопротоколы", являющиеся зеркальным отражением натуры, пожалуй, ответит на поставленный вопрос положительно. Таких
снимков - поток, это - массовая стандартная продукция, и именно она дала основание для появления термина "фотографичность",
которым нередко пользуются в искусстве, когда хотят сказать, что живописное полотно или литературное произведение бескрыло,
сухо и чисто внешне изображает живую действительность.

Сайт создан в системе uCoz