Беседы о фотомастерстве

В верхней части снимка ритм исчезает, линейный рисунок теряет свою статич-
ность, становится живым, динамичным. И от сопоставления двух таких изобразительных начал тема получает свою оконча-
тельную доработку. "Дисциплина - всегда дисциплина, а молодость - всегда молодость", говорит нам этот вызывающий
улыбку снимок.
Истоки ритма фотоизображения в жизни. В искусство ритм проникает из жизни, в природе мы постоянно встречаем ритмиче-
ские повторы. Они - в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последо-
вательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, и ветер укладывает пески пустыни в затейливые складки. Чередуются уходящие к
горизонту борозды вспаханной земли. Наблюдательный фотограф отыскивает эти рисунки в жизни и на них основывает ритмичес-
кие композиционные построения снимков. Так была найдена линейная размеренность на фото 56.
В другом случае автор фото 57 (М. Ананьин "Ритм") оценил рисунок наката волн,
нашел точку съемки, с которой он был виден особенно ясно, дождался выигрышного
освещения, зависящего от высоты стояния солнца и направления падения потока сол-
нечных лучей, который дополнительно подчеркнул узор волн. Они засверкали в лу-
чах контрового света и обозначились на снимке особо отчетливо. Именно потому, что
ритмы на фото 56 и 57 были найдены в жизни, а не надуманы фотографом, кадры по-
лучились не только нарядными по линейному рисунку, но и, что особенно важно,
жизненно правдивыми, вызывающими у зрителя точные ассоциации.
А теперь посмотрим, так ли понимается смысл ритмических построений авторами
снимков, подобных ранее упоминавшемуся фото 7. Несомненно, этот кадр ритмичен:
вертикальные линии ограды почти с геометрической точностью делят картинную
плоскость на равные части. Перевернутые лодки вверху повторяются так четко, что
становятся буквально орнаментом. Казалось бы, чего же более? А снимок не оставля-
ет глубокого впечатления. Он выглядит очередным упражнением по заполнению кар-
тинной плоскости. И ясно почему: живой, достоверный рассказ о жизни и ее красоте,
так радующий нас в снимках 56 и 57, на фото 7 подменяется сухой схемой. Подчерк-
нутый узор, внешний рисунок изображения становятся в этом случае некой самоце-
лью и оттесняют на дальний план тему, сюжет, картину действительности. Материал
для своего этюда автор фото 7, конечно, тоже увидел в жизни, но средствами фото-
графии - выбранной точкой съемки и крупностью плана, контрастной печатью и пр. - довел его до полной схематичности.
Выявление ритмов приемами фотосъемки. Можно подумать, что невелика заслуга фотографа в построении ритмичного
рисунка фотоснимка, если эти ритмы встречаются в жизни в готовом виде. Такое мнение, конечно, ошибочно. Нужен глаз
художника, чтобы подметить, найти ритмическое начало в жизни, нужна рука мастера, чтобы воспроизвести эти ритмы на
снимке не в их чисто внешнем рисунке, а в истинном смысле и значении. Разве мало видели мы кадров купающихся пионе-
ров, туристов, солдат на привале? Но лишь на фото 56 встретились с совершенно оригинальным решением темы.

Сайт создан в системе uCoz