...
Последний фактор имеет особое
значение, поскольку композиция только тогда начинает рабо-
тать, когда продолжительное время задерживает на себе взгляд
зрителя.
Проще всего ото сделать путем включения линий в изобра-
жение, К ним можно отнести дороги, стены, заборы, реки, тро-
пинки, колеи и борозды на вспаханном поле, прямые реки и рвы
или тени, образованные фонарными столбами и деревьями
Включение в изображение линий помогает придать композиции
направление и стабильность. Человеческое существо весьма
любопытно, поэтому, когда мы видим линию, наш глаз естест-
венным образом следует туда, куда она ведет. Если вы исполь-
зуете эти линии творчески, это обычно означает, что глаз зри-
теля захвачен путешествием по изображению, которое привле-
кло его внимание.
Линии могут быть не только реальными, но и воображаемы-
ми. Ряд удаляющихся деревьев формируют линию, несмотря
на промежутки между ними, потому что наш мозг сливает эти
промежутки воедино. Подобно этому направление взгляда
персонажа на фотографии создается воображаемыми линия-
ми, потому что наш глаз естественным образом следует по
этому направлению,
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ
Различные типы линий создают различный композиционный эф-
фект. Это следует иметь в виду,
Горизонтальные линии, образованные тенями,
тропинками, стенами, оградами и естественными ландшафтными
планами, создают впечатление беззаботности, они легко
смотрятся, поскольку предполагают покой и вторят горизонту. Они
ведут глаз по изображению слева направо,
Вертикальные линии полны большей силы и энергетики,
потому что предполагают вертикальное движение, и взгляд
следует за ними снизу вверх. Представьте деревья, стоящие в лесу
как часовые, или грани устремленного к небу здания, - разве у вас
не возникает напряжения, когда вы смотрите на них?
Диагональные линии, созданные рекой, дорогой или
изго-
П
85
Линии в кадре
родью, рассекают изображение и занимают значительную его
часть. Поэтому взгляд следует за ними от переднего плана и
дальше, воспринимая предметы, находящиеся вдоль них, как пра-
вило, с левого нижнего угла вправо вверх. Поэтому диагональная
линия, следующая в этом направлении, будет иметь наибольший
эффект,
Сходящиеся линии - самые сильные из всех линий,
поскольку они придают изображению впечатление пространства.
Если вы стоите посередине длинной прямой дороги, вы заметите,
что уходящие вдаль обочины сходятся по мере удаления,
Поскольку вы знаете, что дорога везде имеет одну и ту же ширину,
ваш мозг ав-
тематически фиксирует, что она как бы убегает вдаль.