...
Если присутствует очевидный центр композиции (например,
единственное дерево в поле, красный цветок среди желтых или
лодка, дрейфующая на морских волнах), вам следует расположить
ее на одном из четырех пересечений решетки таким образом, что-
бы она была на треть сверху или снизу рамки и на треть с каждой
стороны. Можно использовать любую точку, но, располагая объ-
ект таким образом, вы автоматически получаете наиболее выиг-
рышную композицию, чем при условии, когда точка фокусирова-
ния расположена любым другим способом.
Вертикальные линии решетки можно также использовать для
разделения рамки по вертикали. Если вы, например, снимаете
строение в промежутке между деревьями, расположите его меж-
ду деревьями на одну треть, отступив от левого края изображения,
а здание - на одну треть от верхнего края. Таким образом, глаз бу-
дет непроизвольно следовать между деревьями и фокусироваться
на строении.
Аналогично, если вы делаете портрет в полный рост, вместо
того чтобы поместить объект в центре, сдвиньте его в сторону так,
чтобы он занимал одну треть слева или справа от края рамки.
Другой пример. Когда солнце заходит за горизонт на море, на
поверхности воды образуется световая линия бликов, играющая
роль рамки и разделяющая композицию. Естественным побужде-
нием было бы расположить отражение ниже середины видоиска-
теля камеры, но расположение его в соответствии с правилом
«Золотого сечения» будет более эффектным,
И, наконец, при фотографировании ландшафта многие фото-
графы имеют обыкновение располагать линию горизонта по цен-
тру. Но если это хорошо смотрится на абсолютно симметричных
композициях, то при зеркальном отражении объекта, к примеру,
на поверхности озера этого следует избегать, поскольку линия го-
ризонта делит изображение на две равные части, в результате че-
Правило «Золотого сечения» было использовано
трижды на этой карибской зарисовке острова Сент-
Люсия. Не только линия горизонта была расположе-
на строго на одну треть от нижнего края кадра, но и
пальма находится в третьей части сбоку от края и ее
крона также располагается в третьем верхнем секто-
ре. В результате получается сбалансированная гар-
моничная композиция. ОБОРУДОВАНИЕ: Pentax 67,
телеобъектив с фокусным расстоянием 55 мм,
поляризационный фильтр, штатив ПЛЕНКА:
Fujchrome Velvia IS050 ЭКСПОЗИЦИЯ: Ух секунды при f/8
С
115
О «Золотом сечении»
Несмотря на то что правило «Золотого сечения»
безусловно эффективно, не стоит всегда
подчиняться ему.