...
Если вы фотографируете композицию того же типа с помощью
телеобъектива, полученный эффект будет значительно отличаться.
Для начала вам надо будет снимать с гораздо большего рас-
стояния, и поскольку телеобъективы «сжимают» перспективу, де-
ревья будут казаться гораздо ближе друг к другу, чем на самом де-
ле, в то время как сокращение их размеров будет гораздо менее
заметно. Возможно, что последнее дерево на проспекте не будет
казаться меньше, чем первое,
Линейная перспектива
Этот тип перспективы ясно виден при соединении в одной точке
параллельных линий, образованных прямой дорогой. Хотя линии
находятся примерно на одном расстоянии друг от друга, они ка-
Воздушная перспектива особенно заметна в горной местности, где
туман и утренняя дымка превращают дальние холмы в простые
силуэты, а насыщенность цвета уменьшается с расстоянием. Этот
эффект лучше всего виден при использовании телеобъектива.
ОБОРУДОВАНИЕ: Nikon F90x, зумобъектив с фокусным расстоянием 80-
200 мм, съемка при 200 мм, теплый фильтр 81В ПЛЕНКА:
Fujichrome Velvia IS050 ЭКСПОЗИЦИЯ: 1/8 секунды при f/11
жутся приближающимися и соединяющимися с расстоянием, соз-
давая иллюзию глубины.
Чтобы довести эффект перспективы до максимума, встаньте
между параллельными линиями и фотографируйте эту компози-
цию с помощью широкоугольного объектива, так чтобы линии
вскоре соединились на горизонте в воображаемой точке их пере-
сечения.
Соотношение по размеру
Другой способ выразить на снимке масштаб, глубину и расстоя-
ние - включить в него моментально узнаваемые объекты. Очевид-
ный выбор - фигуры людей. Включение людей в изображение не
только дает представление о расстоянии: если они маленькие,
они должны находиться далеко, но также неизбежно вызывают в
уме сравнение в размерах с другими объектами композиции, что
передает идею масштаба.
Например, если вы фотографируете пейзаж, а на расстоянии
вы видите две маленькие фигурки людей, поднимающихся на
холм, можно сделать вывод не только о том, что эти люди находятся
далеко, потому что они маленькие, но и о том, что композиция
включает в себя большое пространство, потому что фигуры
уменьшаются до крошечного размера.
Если, например, вы поместите человеческую фигуру на перед-
нем плане на пейзажном снимке, эта фигура будет казаться очень
большой по сравнению с остальной композицией, указывая на то,
что фон пейзажа находится от фотоаппарата гораздо дальше,
чем человеческая фигура.
Того же эффекта можно добиться, снимая различные интерес-
ные объекты на переднем плане, например лодки, пришвартован-
ные на берегу озера, калитку в ограде, камни, цветы и др, Идеаль-
106
Перспектива и масштаб
но подходят широкоугольные объективы, поскольку они позволяют
включить в снимок близкие к ним объекты.