...
Ведь природа
сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии
лба и корней волос составляет десятую часть тела... голова вместе с шеей,
начиная с ее основания от верха груди до корней волос, — шестую часть...
ступня составляет шестую часть... Желая сделать так, чтобы они (колонны)
были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали правильным и краси-
вым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к чело-
веческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, приме-
нили это соотношение к колоннаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вы-
вели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким обра-
зом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, кре-
пость и красоту мужского тела» **.
Последующие исследования показали, что «тело» колонны (такое на-
звание дали греки) находится в соотношении 1:5. Воспроизводя в
* Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М., 1935. Т. 2. С. 80-81.
** Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. С. 79.
Микелаиджело.
Давид. 1501-1504
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 13 -
Парфенон. V век до н.э.
колонне крепость мужского тела, строители возложили тяжесть антаблемента на его плечи, тем самым
получив эти пропорции.
Памятники архитектуры могут вызывать у нас ассоциации разного типа. Существует, к примеру,
воплощенный в пирамиде образ величия или архитектурный образ, воспроизводящий человеческое
тело (античные греческие храмы). Есть образы, рожденные архитектурным объемом, которые созвуч-
ны состоянию души человека и выражают экспрессию или покой (готика). Нам хорошо знакомы обра-
зы, ассоциативно соединяющие человека и природу (русский храм).
Задачей автора произведения является выбор наиболее выразительной системы пропорциониро-
вания, необходимой для создания задуманного образа и его воплощения.
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 14 -
Начав говорить о пропорциях формы, нельзя не отметить ее
выразительности, построенной на контрастировании, то есть на
сопоставлении различий, противоположностей.