...
При этом организм как бы настраивается на внешний источ-
ник ритма и адаптируется к нему. Процесс усвоения ритма до-
вольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безуслов-
ных рефлексов, так и условных, приобретаемых человеком на про-
тяжении всей жизни. Современные научные исследования доказы-
вают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстети-
ческие чувства.
Наверное, поэтому и в примитивном искусстве встречаются
композиции, в основе которых лежит ритм.
Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изде-
лия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне — в основе всех этих
процессов лежит «метр». Удар — время, удар — время... Элемент
— пауза, элемент — пауза. Если ритм — это обязательно измене-
ние или, можно сказать, движение, то повторение без изменения
— «метр». Метричность — это равномерность в движении типа
механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы,
то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким
примером метрического ряда служит орнамент. Различные волно-
В. Вазарелли. Композиция. 1968
РИТМ
средства гармонизации композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 66 -
образные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. —
все это определенная информация, которая выстраивается в поло-
се, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты,
смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до
сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Мет-
рические композиции широко используются в декоративно-
прикладном искусстве. Это связано не только с потребностью че-
ловека окружать себя предметами, которые создают определен-
ный психологический климат, но и с технологией изготовления
того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нане-
сения рисунка на ткань. Исстари такие ткани назывались набив-
ными, или «набойками». На деревянной доске вырезался рельеф
или набивались гвоздики, затем наносилась краска и путем накла-
дывания доски на ткань отпечатывался рисунок.