...
Упражнение 9
Организовать композиционный центр самым маленьким эле-
ментом.
Упражнение 10
Создать из предложенных элементов композицию, где компо-
зиционная пауза выполняет роль центра. Все три композиции должны
быть уравновешены и обязаны отвечать закону единства и соподчине-
ния.
Две наиболее оригинальные по замыслу композиции (из упраж-
нений 2-6) можно повторить в размере 75 х 55 см, уделив особое вни-
мание технике исполнения, упражнение 7 выполняется на плоскости,
размер которой вы должны определить сами.
1. Упражнение 5, 6
2. Упражнение 2, 5
3. Упражнение 2, 5, 6
4. Упражнение 2, 5, 6
5. Упражнение 5, 6
6. Упражнение 5, 6
законы композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 63 -
1. упражнение 5, 6
2. упражнение 2, 5
3. упражнение 2, 5, 6
4. упражнение 5, 6
5. упражнение 5, 6
6. упражнение 5, 6
7. упражнение 2, 5, 6
средства гармонизации композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 65 -
Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы
жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощу-
щает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, бе-
ге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмичными
движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма —
это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность
их чередования. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от
греческого «рафмос»).
День, ночь, день, ночь... Зима, весна, лето, осень, зима, весна,
лето, осень, зима... Одно время года сменяется другим, затем все
повторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость,
старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в
человеке, его физическим состоянием, а также с повышением ду-
ховного и умственного уровня. Любая личность находится в систе-
ме развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в
свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет
свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Физиологи
и психологи установили, что человек реагирует не только на свои
собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие из-
вне.