...
«Стройная многоярусная
колокольня Новодевичьего монастыря может показаться равной по вы-
соте колокольне Ивана Великого, но масштаб второй безусловно значи-
тельнее. Из двух равных по величине зданий будет казаться выше то,
которое имеет больше членений, и напротив, чем малочисленнее (а сле-
довательно, крупнее) аналогичные по характеру членения (например,
горизонтальные тяги), тем значительнее по масштабу»*. В этих архитек-
турных сооружениях авторами применены разные масштабы, которые
создают два разных образа. Мягкий, богато убранный, женский — в ко-
локольне Новодевичьего монастыря; скромно декорированный, строгий,
мужественный — в колокольне Ивана Великого.
Итак, масштабность произведения не определяется абсолютной ве-
личиной. Небольшое по размеру произведение может иметь крупный
масштаб, выражать монументальные образы. И наоборот, значительное
по величине произведение воспринимается порой как камерное.
Владея таким инструментом, как масштаб, художник способен соз-
давать различные волнующие его художественные образы независимо
от размера произведения.
«...Масштабность сооружения определяется тремя моментами: от-
ношением всего сооружения к человеческому росту, отношением к про-
странству, окружающему сооружение или находящемуся перед ним, и,
наконец, отношением абсолютных размеров всего сооружения к при-
вычным и оптимальным размерам его элементов. Поэтому впечатления
масштабности нельзя достигнуть пропорциональным увеличением или
уменьшением в большом или малом здании тех элементов, которые мы в
нашем представлении привыкли связывать с определенным размером.
Так, например, доведение до гигантских размеров нормального фасада
трехэтажной виллы, допущенное при постройке храма Петра в Риме,
или при уменьшении темы ордера в Темпьетто Браманте оказывается
абсурдным как по отношению к пространству, так и по отношению к че-
ловеку.
*Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960. С. 294.
Колокольня Новодевичьего
монастыря. 1690
Колокольня Ивана Великого.