...
Асимметричная объемная композиция имеет широкие возможности
для решения неповторимых пластических задач и сложного движения
масс. Если мы обратим внимание на скульптуру, а тем более на изображе-
ние человеческой фигуры, то увидим, что авторы по-разному решали фор-
му объема, учитывая различные точки зрения, они предлагали на суд зри-
телей то обобщенно решенную форму спины, то сложные по силуэту боко-
вые точки восприятия со множеством прорывов в форме, то фас, где изо-
билует огромное количество деталей, поданных неодинаково проработан-
ным барельефом. Так, посредством асимметричной объемной композиции
можно понять художественный образ, созданный автором, проследить вы-
раженную им пластическую тему только двигаясь вокруг нее. Асимметрия
позволяет более емко выразить образ, передав всю его многогранность и
многоликость. Именно асимметричную объемную композицию легче под-
чинить или развить, вставить в соответствующее пространство. Или про-
странство подчинить ей.
Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной
композиции. Оно выражается в субъективной и часто временной оценке
произведения. Рассмотрим простой пример: мраморная парковая скульп-
тура. Сменяемость цветового колорита и фактуры, связанная со сменой
времен года, создает большое различие в восприятии достоинств объемной
композиции. То мы видим вокруг нее голые заснеженные стволы, то они
становятся мокрыми, почти черными. То зелень листвы окружает ее, то
золото осени. То вдруг появляются солнечные блики с рефлексами от яр-
кого
виды композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 98 -
освещения и тень. Кто-то увидит эту скульптуру словно высеченной
из серого мрамора на фоне снега, кто-то — абсолютно белой на фоне
яркой зелени. Даже форма объема может ощущаться по-разному — в
силу созданного образа и влияния окружающего пространства. По-
этому, решая определенные композиционные задачи, необходимо
учитывать взаимодействие объема со средой, ее пластикой, колори-
том, фактурой, освещением и т.