...
В данном случае речь идет о боге
Земли Ксипе-тотек, а стало быть, и о восточном небе, ассоциирующемся с восхо-
дом солнца, рождением, юностью и весной. Другими словами, фигура была ок-
рашена в красный цвет не из соображений визуальной эстетики, а с целью выра-
жения определенной идеи.
Помимо цветовых символов, принадлежащих определенным культурам, су-
ществуют общечеловеческие символы, которые понятны всем. Так, белый цвет
— это благо, свет, неземная чистота, приумножение святости, вода, молоко или
семя, в свою очередь олицетворяющие жизнетворное начало. Красный — это
кровь, огонь, тепло, солнце. Красный в сочетании с белым — жизнь, жизнеут-
верждающие силы. Черный цвет в представлении людей означает мрак, темноту
ночи, распад и смерть, а следовательно, зло. Аристотель считал, что черный цвет
«соответствует стихиям при переходе одной в другую», приписывал его всему,
что «разлагается и разрушается». Это цвет мути, хаоса, дезорганизации. Черный
цвет как символ смерти, неверия и греха означал в средние века также умерщв-
ление плоти и вообще был знаком всяческого смирения и отказа от мирских ра-
достей. Серый цвет являлся в то время цветом нищенского рубища, цветом от-
верженности от христианского мира. Он считался даже не цветом, а просто от-
сутствием его. Коричневый тоже не любили. Божественными цветами считали
золото и желтый — как материальное воплощение «застывшего солнечного све-
та». В Священ-
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 26 -
ном писании свет и цвет называются венцом всяческой красоты, отдается дань
восхищения всему сияющему и светоносному. Вплоть до XII века символиче-
ский смысл желтого цвета носил только положительный характер, но в эпоху
готики он получил второй, негативный, смысл. Его стали считать цветом изме-
ны, лжи, продажности, бесстыдства, цветом дурных намерений. Самым транс-
цендентным, нематериальным и мистическим считался синий цвет. В христиан-
ской символике зеленый цвет напоминает о земной жизни Христа, о его гуман-
ной миссии.