...
Объем сильнее воздействует на зри-
теля, и впечатление от перевернутой пирамиды будет значи-
тельнее, чем от треугольника.
Особое значение для придания выразительности художест-
венному образу приобретают пропорции формы. Разбираясь в
ощущениях, создаваемых квадратной фигурой, мы не акценти-
ровали внимания на соотношении размеров ее сторон. Оно было
1:1. Попробуем изменить это соотношение, сделав его, к приме-
ру, 1:10. Теперь в зависимости от расположения фигуры будут
подчеркиваться и ее
В. Вазарелли. Силуэты. 1945
Д. Бисти. Иллюстрация к книге Е. Исаева «Суд памяти». 1973
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 12 -
характеристики: или повысится устойчивость, или фигура станет более лег-
кой, развивая возможность движения.
Для раскрытия художественного образа важны не только пропорции
цельной формы, но и ее частей. Пропорциональное соотношение частей с
целым дает различные вариации его трактовки.
Обратимся к шедевру мирового искусства — греческому храму Парфе-
нон. Знаток античной архитектуры Н. Брунов писал: «Для грека характерно
очеловечивание сил природы — антропоморфизм... Ордер классического
греческого храма является также главным носителем человеческого начала:
он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-
героя»*.
Интересны исследования римского архитектора Витрувия, который за-
нимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного
при строительстве греческих храмов. «Композиция храмов основана на со-
размерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы.
Она возникает из пропорции, которую по-гречески называют «аналогия».
Пропорция есть соответствие между элементами произведения и его
целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана вся-
кая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и
пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет
точно такого членения, как у хорошо сложенного человека.