...
п., симметрия несколько отошла на
второй план и отдала пальму первенства асимметричной компо-
зиции. Использование асимметрии позволяет более активно от-
носиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу
или группы элементов — в зависимости от задач, стоящих перед
автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить компо-
зицию, но для этого существуют такие изобразительные средства,
как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация
на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, про-
порции, контраст, нюанс и масштаб.
Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и не-
пременном условии — равновесии — привел нас к логическому
выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их
конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и
между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д.
Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необхо-
димо выполнить условия второго закона — единства и со-
подчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведе-
ния, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив
два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную
композицию.
Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут
вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, конт-
раст, нюанс и тождество, ритм. Разговор о них пойдет ниже.
Для развития чувства равновесия на плоскости, для наиболее
полного освоения симметричного построения композиции попро-
буйте выполнить ряд упражнений. Эффективнее всего в данном
случае работать в технике аппликации.
Упражнение 1
Возьмите лист бумаги, лучше цветной, и положите на него
один элемент любой формы, но при этом гармонически сочета-
ющийся по цвету с плоскостью. Попробуйте найти для этого
элемента такое место, которое, по вашему мнению, было бы урав-
новешено на плоскости. Если элемент представляет собой собран-
ную, замкнутую форму, то есть не имеет острых углов,
Л. Лисицкий.