...
Экстер. Эскиз костюма
к спектаклю «Дама-призрак». 1924
виды композиции
Scan by Ne Quid Nimis - 100 -
образ! Обратите внимание, что наиболее значительные произве-
дения искусства, шедевры всегда отличает соответствие фактуры и
цветового решения пластике формы. Одновременное применение
фактуры и цвета требует тщательной продуманности первостепен-
ной роли того или иного средства. Предпочтение должно быть отда-
но тому из них, которое полнее выражает художественный образ
произведения, а также может наиболее интересно выявить пласти-
ческое решение. При сочетании нескольких фактур нужно посту-
пить так же, то есть отдать предпочтение наиболее выразительной.
Но обилие применения различных материалов, тем более в равных
количествах и одинаковых качествах, несет за собою потерю выра-
зительности, неожиданности, интриги, контраста, что так важно в
любом произведении искусства. Необходимо почувствовать красоту
фактур, стараться увидеть их не только в музеях, непосредственно
общаясь с шедеврами искусства, но и в окружающем мире. Это зер-
кало воды, зелень листвы и травы. Это серебристая древесина сруба
и пористость камня. Это полированный металл и блеск стекла...
Воспитать в себе чувство такта в работе с материалом молено
двумя способами. Первый основан на изучении произведений ис-
кусства, а второй — на непосредственном выполнении объемных
композиций в материале. Только выполнение их в натуральную ве-
личину может дать ответ на вопрос — состоялось ваше произведе-
ние или нет. Масштабное макетирование, то есть создание компо-
зиций в уменьшенном виде, не позволяет полностью проверить пра-
вильность применения фактур и цвета, хотя в работе над формой это
незаменимый способ творческого мышления.
Теперь можно перейти к самому главному средству выражения
— форме. Именно форма в объемной композиции определяет все. В
отличие от пятна воздействие объемной формы гораздо сильнее и
ощутимее, так как в данном случае подключается еще и ее масса.
Все те психофизические, эмоциональные воздействия, которые рас-
сматривались выше, когда речь шла о пятне, остаются в силе, одна-
ко они умножаются на массу.