Основы композиции

Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в
течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так,
материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою
очередь, хранит память о материальном. Например, агрессивные,
жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими
фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые
или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем
и тишиной. Вот почему для украшения своего жилища и себя са-
мого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его
разнообразной степенью обработки (строганое, полированное,
вощеное, расписное, с рельефом, пропильное и т. д.), фактуру тка-
ни, различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, рогож-
ное, льняное), фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и
т. д. Можно перечислить еще ряд фактур различных материалов,
которые широко применялись и сейчас активно используются в
произведениях искусства. Это кость, фактуры металлов (кованого,
чеканного, полученного в процессе литья), камня, стекла и т. д.
Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а так-
же обладает эстетической выразительностью. К физическим свой-
ствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть,
скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случа-
ях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные,
прорезные, тисненые, жатые, граненые и т. д.).
Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные
ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она
может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной,
радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значи-
тельно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоцио-
нальное восприятие, вызвать определенные образы, воспомина-
ния, ассоциации. Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1911
В. Малолетков. Последняя горсть зем-
ли. 1981
В. Зидер. Чайники. 1985
средства выражения художественного образа
Scan by Ne Quid Nimis - 34 -
С.

Сайт создан в системе uCoz